Будущий литературный критик и поэт Вячеслав Вацлавич Рымашевский родился в Смоленске. По окончанию школы в 1940 году был призван в армию. Военная служба затянулась до лета 1945-го. Воевал он в частях ПВО радистом, зенитчиком. За боевые заслуги был награждён орденом Красной Звезды, медалями. В 1943-м на фронте вступил в ВКП (б). С 1943 года был ответственным секретарём дивизионной газеты «За Советскую отчизну». В 1945-м был ранен, на лечение его отправили в Ярославль, который и стал его родным городом на всю оставшуюся жизнь.
Работал инструктором отдела пропаганды и агитации обкома комсомола, лектором областного лекционного бюро. Заочно окончил отделение журналистики Высшей партийной школы. В 1960-е был главным редактором Ярославского книжного издательства, комитета по телевидению и радиовещанию облисполкома, директором экскурсионного бюро, с 1978 по 1985 — директором Ярославского художественного музея, возглавлял Фонд культуры в Ярославле.
Все это время В. В. Рымашевский внимательно следил за развитием русской литературы, особенно ярославской. Был строг, требователен не только к молодым писателям, но и к опытным авторам. В литературоведческих и критических очерках Вячеслава Вацлавовича раздумья, полемика о современной художественной литературе, героике мнимой и подлинной, доверительный разговор с читателем об активной жизненной позиции автора, об ответственности таланта перед читателем. Его критические статьи печатались в ярославских газетах «Северный рабочий» и «Юность», столичных еженедельниках «Литературная газета» и «Литературная Россия», литературно-художественных журналах и сборниках. В 1955 году в Ярославском книжном издательстве вышел первый авторский сборник литературно-критических статей Рымашевского «Книги и жизнь», в который вошли работы о писателе М. А. Рапове, о пребывании В. В. Маяковского в Ярославле, о творчестве Н. А. Некрасова. Позднее выходили сборники статей Рымашевского «С красной строки» — статьи о ярославских писателях, о репертуаре театра им. Ф. Волкова; «Голосует сердце» и «На расстоянии голоса» — о Маяковском, «Знакомый незнакомец» — о Некрасове, «С открытым забралом» — литературно-критические статьи.
Вячеслав Рымашевский был известен не только как критик. В ярославских газетах, альманахах, коллективных сборниках регулярно печатались его стихи. Есть у него немало проникновенных строк о войне, о любви, о простых людях.
Особое место в жизни Вячеслава Вацлавовича Рымашевского занимала его музейная работа. В 1978 году он был назначен директором Ярославского художественного музея, состоял членом Некрасовского комитета и Ученого Совета музея «Карабиха». Для музея это было время очень сложное: из филиала «Карабиха» становилась самостоятельным литературным музеем-заповедником.
В 2004 году В. В. Рымашевский стал лауреатом премии им. М. Ю. Лермонтова на Всероссийском поэтическом конкурсе к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. А ушёл из жизни он через несколько дней после юбилея Победы — 18 мая 2005 года.
НАЧАЛО
Зловещий лик чужой вины
издалека, казалось, виден…
И все же первый день войны
был неестественно обиден,
когда б в каптерке старшины
не застрелился Панафидин —
наш помкомвзвода. Мы его,
не понимая ничего,
как дезертира, схоронили,
и холмик проклятой земли
с опаской молча обходили…
Курсанты школы пулеметной,
зачисленные в полк пехотный, —
что знать о смерти мы могли?
Потом, сшибаясь насмерть с ней,
учась не дрогнуть в смертный час,
осознавали мы ясней,
чем в первый день,
чем в первый раз,
простую истину: война
не только пулями страшна,
а тем, что валит наповал,
кто хоть однажды сплоховал
и в малодушии постыден,
как помкомвзвода Панафидин.
Лишь поборов в себе себя,
смогли мы выжить, жизнь любя,
и адский счет чужой вины
измерить яростной обидой…
А первый день без тишины,
на стыке мира и войны,
был неестественно обиден.
ПРОЩАНИЕ С ДРУГОМ
1
Топ да шлеп — неторопко
кромкой талой земли
мы у Старой Торопы
по болотам брели.
Буксовали здесь танки.
А пехота прошла
и сушила портянки
без огня, как могла:
на приземистой кочке,
расстелив поутру,
да на хилом пруточке,
на промозглом ветру.
Знали мы не по букве,
но с уставами в лад:
не наладил обувки —
хватишь горя солдат.
Хоть колеса в почете —
знай «баранку» крути,
работяге-пехоте
все ж сподручней идти.
Нет на свете дороги,
будь то брод или гать,
где б солдатские ноги
не смогли прошагать.
В громе будней грозовых
то в снегу, то в пыли,
мы в бедовых кирзовых
до Берлина дошли.
2
На редкость тихий вечер,
и словно нет войны:
каштанов рижских свечи —
посыльные весны.
Весна шагает споро
на Запад,
неспроста
приводнены опоры
понтонного моста.
Внезапно гром обрушив,
укрытые в ночи,
проследуют «катюши»,
пехота, тягачи…
А мы — патруль.
Короткий
маршрут по-вдоль реки.
Наглажены пилотки,
отомкнуты штыки.
Идем,
стихи читаем
в гостях у тишины:
сдается, что листаем
последний год войны.
Чего еще солдатам?
Мы к славе не спешим,
нам вместе в сорок пятом
лишь сорок с небольшим.
3
Служили без оплошки
в неласковые дни
кирзовые сапожки,
скрипучие ремни.
Свернешь потуже скатку,
затянешь ремешком,
лопатку-скорохватку
пристроишь с вещмешком.
Подсумок да винтовка,
граната про запас…
Считай, экипировка
солдату в самый раз:
и к марш-броску пригоден,
нацелен на врага,
и при любой погоде
хоть к черту на рога!
Свинцовые метели
отпели песнь свою,
мы штатское надели,
но числимся в строю.
Не оттого ль до срока,
по-прежнему грозна,
палит по нам жестоко
далекая война?
Разрыв! Под стать бомбежке,
и — сироты они,
кирзовые сапожки,
оплечные ремни.
4
Прости — прощай…
А мне не верится:
и за кладбищенской стеной
на рубеже бессмертья
сердце,
заговоренное войной.
Заговоренное,
спасенное
от пуль,
от бомб,
от злой беды,
огнем неистовым
каленое
в горниле фронтовой страды.
Прости — прощай…
А ты под Велижем,
поэт,
хоть и не твой черед,
с приказом в штаб полка,
как велено,
по полю минному —
вперед!
По полю минному,
пустынному,
лишь оступись —
и нет бойца.
Да, к счастью,
поле то постылое
все ж
не без края и конца.
Дошел.
Однополчанам помнятся
твои негромкие слова:
«Желанье загадай —
исполнится,
была бы Родина
жива!
Земля отеческая,
братская,
что не оставить
в смертный час…
Ну, а характеры
солдатские
не скоро списывать с запас».
Прости — прощай…
Присловье давнее,
но в нем
жестокой правды суть:
перед тобой
дорога дальняя —
не остеречься,
не свернуть.
Дорога дальняя,
печальная.
Друзья
с поникшей головой.
Минута
скорбного молчания
над красной крышкой
гробовой.
Прости — прощай…
А мне не верится
в живое,
трепетное сердце.
СНЕГОПАД
А в Переславле
все белым-бело:
задело,
запуржило,
замело.
Мерцают тускло
шлемы-купола,
их контуры
завесой снежной
стерты,
в полете бесшабашном
распростерты
над городом
метельные крыла.
Погребена
под тридевятым валом
накатанная с ночи
колея,
буксуют виновато
самосвалы —
мотору в пору б
полоз да шлея.
Ах, санный путь,
ты где-то по соседству!
Не в сказке ль
про конька
про горбунка,
что ненароком
нас издалека
к первоначалу возвращает —
к детству?
Пусть снегопаду
нет и нет конца,
как будто сотворен весь мир
из снега —
все ближе, звонче
говор бубенца:
рукой подать
до отчего крыльца,
до памятью нетронутого
следа.
Белым-бело вокруг,
белым-бело…
А на душе
и грустно,
и светло.
Литературный интернет-альманах
Ярославского областного отделения СП России
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий: