Николай СМИРНОВ
г. Мышкин


 ДУША ОСТАНОВИЛАСЬ, КАК ЧАСЫ


    Двадцать веков прошло с тех пор, как в книге «Апокалипсис» или «Откровение   Иоанна Богослова» было предсказано о том, что перед концом света на земле наступит «царство зверя, который будет творить всякие знамения и огонь низведет с неба». И с тех времен  в народе то и дело вспыхивают толки об этом  грядущем властителе или, как еще его называют, Антихристе. Причем, при самых разных обстоятельствах: перепись ли это населения или присвоение гражданину какого-либо кода, или клонирование себе подобных.    
    Каждый, кто жил в деревне, наверное,  помнит рассказы    бабушек  о  том, как им еще их бабушки  передавали старинное пророчество: наступит время, когда вся земля будет опутана   проволокой, а по небу полетят железные птицы.   И вот, похоже, эти времена наступили.
    Древняя вера в грядущие катаклизмы  тлеет незатухающим угольком под пеплом современности. Кто же он такой, грядущий Антихрист, великий политический деятель, создающий перед концом света  глобальное государство на  безбожных началах?    Мистические ожидания этого  царства зверя прорываются из глубин народных наружу, как это  продолжается в  не утихающих спорах об ИНН или в кодировании человеческих душ.  Они в христианском восприятии связываются с так называемой «печатью Антихриста». В «Апокалипсисе» сказано, что Антихрист всем людям, малым и великим, богатым и нищим, сделает некое начертание. И «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание».  
    «Это будет или имя зверя, или число имени его»,  — прибавляется далее. И еще: «здесь мудрость». То есть некая тайна, пока сокрытая от непосвященных, которую многие уже столетия разгадывают авторитетные богословы,  досужие толкователи, да и фантасты.  В разные эпохи Антихристом, например, считали древнеримского императора Нерона, в новые времена —  Наполеона. А на Руси   царя Петра I.           Бытовали в народе сказания, что  этот самозванец-антихрист подменил православного царя. 
     «Растакая мать, у нас-де непрямой царь! Где ему прямо судить?» — тайно шептал деревенским политикам  некий дьячок  в  черной избе. А баба Акулина лежала на печи, такие слова слышала и не донесла. «Да еще к тому и сама разглашала, и многие чрез твои зловредные разглашения известились, о чем не только бы разглашать (кроме настоящего доношения) но и мыслить к разговору здравой человеческой совести невозможно». Власть тогда за подобное  карала жестоко: «За  весьма непристойные,  важные, злые слова —  учинить тебе, Акулине, смертную казнь  —  отсечь голову!»

     Летом 1927 года по городу Тутаеву конвоиры водили уже пожилого человека с наполовину обритой, как у каторжника, головой, осыпая его ругательствами и побоями. В Тутаеве его хорошо знали. Это был Вениамин Воскресенский, епископ Романовский. Арестовали его незадолго перед этим в Пошехонье: владыка объезжал Рыбинск и Мологу для совершения там праздничного богослужения на Троицу.
    Епископ Вениамин на допросах говорил, что он борется не против советской власти, а против Антихриста: «распятие Христа, совершившееся 2000 лет назад, продолжается все время. И борьба Антихриста со Христом так же шла, идет и будет идти». Она то затихает, то разгорается. Дело это, как очень важное, было предано на рассмотрение тройки при секретном отделе ОГПУ.
    Первый раз Вениамин Воскресенский был арестован еще в 1922 году. А за борьбу с Антихристом он получил три года ссылки, которую отбывал в Казахстане. Там он тяжело заболел и домой уже не вернулся. У него была парализована вся правая сторона тела, он не мог писать, плохо владел языком. Жестокая власть не сделала ему никакого снисхождения даже перед смертью.
 
   Другой священник, по рождению угличанин, Николай Михайлович Розин был арестован в 1930 году. К тому времени он служил в церкви погоста Богослов Ярославского уезда. Его показания на допросах расшифровывают, правда, очень сжато, в чем он видит признаки близкого уже прихода антихриста: «Вся жизнь изменилась, все пошло вверх дном, наступили последние времена».
   Срок отец Николай отбывал в северных лагерях у Печоры. Однажды его обнаружили в тифозном жару под лодкой, куда он заполз, скрываясь от ветра и холода. Вскоре в больнице он скончался.
   Алексей Семенович Задворнов — из крестьян. Он был монахом в Югском монастыре неподалеку от Рыбинска, затем в Афанасьевском. Отсидев первый  раз за сокрытие монастырских ценностей,  он  уехал служить в село Закедье Борисоглебского района. Там был снова арестован и  получил срок в пять лет. Уже в лагере  в 1937 году    ему  было предъявлено много  новых  политических обвинений.  Так, он будто бы говорил, что «Конституция — липовая».    Обвиняли  Задворнова и в антисоветских пророчествах. Будто бы он говорил, что в Библии написано: «наступит время, когда в деревнях будут жить до двух человек, а в городах — до десяти, и дороги зарастут, так как некому ходить по ним будет». Монах будто бы  агитировал, что такое время уже наступило.
    Задворнов  оправдывался, что это слова пророка Давида, «но времена там не указаны». За  эти «важные, злые слова» иеромонах был  расстрелян  на известном Бутовском полигоне. Так смерть косила всех, кто осмелился в чем-то выступить против всесильного врага. 
   А ведь и до того  сколько пророческих слов, и не монахами, а мирскими писателями,  было сказано о судьбе  нашей деревни! 
     Еще в 1832 году писал П. Киреевский: «В земле, где не уважают земледелия, где падают первые и все полезные ремесла, и литература и наука необходимо должны соображаться с общим упадком».   
     Или взять хотя бы Тургенева, его «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине», где он говорит о значении крестьянства и земледелия для России, о том, что извести их: «безумие и безнравственность». ( И. С. Тургенев. Собр. сочин. в 12 т. т. 11. Стр. 420 – 434. М. 1958).
    Схожие в поэтической форме слова у Николая Клюева: «… Изба и поле, как по духу, так и по наружной раскраске имеет много схожего с иконописью  —   целомудрие и чистота красок рождает в моем смирении такое сопоставление (….) Изба и Поле — щит, выкованный ангелами из драгоценной руды молитвы за тварь стенящую: им обороняется моя душа от беса-мещанина, царящего в воздухе». («Николай Клюев и Павел Медведев», статья Юрия Медведева. Вестник РХД, 171, 1 –  2 – 1995, стр. 162.)
 
   По христианскому воззрению Антихрист действует из иного мира, постепенно сводя наш мир к нужным ему переменам.   
    Обратите внимание   на обычные вроде слова погибшего Николая Розина: «Вся жизнь изменилась».  Происходящие быстрые изменения жизни — «измена», как написано в недавно обнародованной старообрядческой рукописи —  это тоже, по народным верованиям, приметы близкого прихода в мир Антихриста. В первую очередь это и разные технические чудеса, а также и смена политического строя. 
   Не надо считать, что все это глубокая старина. Подобные воззрения живы и сейчас так же, как тысячу лет назад.   У нас еще уцелела   рукописная, старообрядческая литература. Это, например,  обычная школьная тетрадка, а в ней рассуждения о конце света и приходе Антихриста, написанные старинным языком.
     Август 1948 года. В тайге у Енисея идут  в тайный скит двое. Старообрядческий старец Симеон,  и его юный собрат Афанасий. Они рассуждают о Великой Отечественной: та ли это война, о которой сказано в «Апокалипсисе»? Какая сейчас,  согласно откровению, ангельская труба трубит над миром — пятая или шестая? Если шестая — то, значит, война именно та, о которой говорил Иоанн Богослов, и, значит, до конца мира уже недалеко.   
     Но  в итоге они приходят к выводу, что это война  же все не та. Самая страшная  бойня — с   уничтожением всех значительных армии еще впереди. Пока трубит над миром еще пятая труба — и отрешается пятая печать от таинственной Книги, описанной в «Апокалипсисе». А это знаменует советскую власть. «Пятая труба знаменует и пятичное время, сиречь пятилетки. Началось оно с революции 1917 года.  Это время гонения, убиение всех людей верных Богу, уничтожения царя, князей, попов, епископов». 
    А когда будет  время шестой трубы, то опять будет другой закон и правила. «Сейчас говорят, что Бога нет, а потом закричат, что Бог воцарился, приидите, поклонитесь ему. Я думаю, что вострубит шестая труба и будет война, и Антихрист воцарится»,  —  завершает эту беседу «юный брат». И старец Симеон с ним соглашается.  Теперь, когда закончились гонения, действительно, у нас «другой закон»,  большая «измена» по отношению к советскому строю…
     Прочитаешь такую тетрадку и подивишься, точно рядом с  нами — иная страна, иное время. Хотя тут же вспомнишь известного философа Владимира Соловьева, написавшего в 1900 году свою «Повесть об Антихристе». Там поэтапно описана грядущая мировая война с Китаем, десант китайцев в Америку, и пришествие  выдающегося глобального правителя, который на первых порах принесет народам мир и благоденствие.
 
     Похоже по оформлению на старообрядческую рукопись и письмо Владимира С. из  одного ярославского городка.  Как в церковной книге, наиболее важное в нем выделено красными буквами. Пришло оно в редакцию, где я тогда работал, если быть точным, в начале 2004 года. В нем, не исполнившиеся  пророчества на давно прошедший 2005 год. И на ближайшее будущее, теперь уже ставшее прошлым.  В старину бы, наверно, его назвали «прелестным письмом»: 
    «Сразу же извиняюсь за ошибки в письме, я не писатель, а пророк и косноязычен, как Моисей. В 1800 году пришел первый антихрист, все народы отупели. В 1805 году битва Наполеона на Марсовом поле, 1812 год Бородинская битва и дальнейшие войны и ограбления народов. В 1900 году пришел второй антихрист, и все народы отупели. В 1905 году революция, а в 1912 — первая мировая и дальнейшие войны и ограбления народов. И что в первом, то и во втором случае, войны и грабеж длились почти по 50 лет, и это неоспоримый факт. А в 2000 пожаловал сам  Антихрист III. И неизбежно в 2005 году 19 июня в 15.00 наступит мировой дурдом войны, ограбления и бойни, даже в семьях, дома, нигде тупым лохам не будет покоя. А к 2012 году вымрет две трети населения земли. Советую прочитать, уже сбывшееся, в Библии…   Но, как известно из истории, многим подлецам войны и бойни выгодны для наживы. Но именно в этот раз все невежи, подлецы и негодяи в пролете!…  Лохи лихо киданули самих себя же. И все медики — кидалы везде, они же взяли только клятву Гиппократа, а медицинскую науку веков отшвырнули. Вспыхнут неизлечимые эпидемии, и развращенные невежи будут дохнуть пачками, и обрушится шквал катастроф и эпидемий, которые будут нарастать с каждым месяцем. А в ночь с 14 на 15 июня 2005 года начнут умирать маленькие дети до двух лет и все первородное из домашнего скота»
    Письмо это я, как образчик современной эсхатологии, специально сохранил до указанных в нем сроков. По-прежнему смысл его темен. 

    Усиление всяких тревожных, «военных слухов», в том числе и лжепророчеств, как в приведенном письме, по преданию, так же свидетельствует о том, что близится царство зверя. Всеобщий учет и контроль, рост цен некоторые толкователи напрямую связывают с деяниями Антихриста. И епископ  Вениамин, против него боровшийся, не отрывал от религии нашу экономику. По его мнению, если она не служит Богу, то служит его противнику.
    И при советской власти и теперь не очень любят вспоминать предсмертные записи Достоевского о том, что «социализм с корнем вырвет христианство. А потом все будет опутано банком. Антихрист придет и встанет на безначалии». Вот тут совпадения удивительные. Нынешние банкиры все — дети развитого социализма. Все больше чиновников, все больше разных бумажек, законов, перерегистраций, переписей. Цены растут тоже с мистической быстротой и с хитрыми уловками. Особенно цинична спекуляция  масками из упаковочной синтетики, якобы защищающими от вируса. А почему растут цены? — внятного объяснения нет.   Лишь расплывчатые формулировки про «упорядочение» или «регулирование тарифов», «оптимизацию».
     Во время всякой переписи люди начинают волноваться. Почему-то, по какому-то заложенному в них чутью, им не нравится учет и контроль. Новые документы, новые паспорта, новые законы, новые электронные карточки, бесконечные перетасовки. А бумажек всяких и чиновников  становится все больше и больше.     Прошла всероссийская перепись,  за ней сельскохозяйственная. Все переписи, все регистрации, толкуют в народе, проводятся затем, чтобы опутать гражданина сильнее.   Поверье такое еще держится, похоже,   с переписи населения в Римской империи. Она совпала  с рождением Христа, и такая же   перепись должна пройти, по преданию, перед появлением Антихриста. Тот дал царство Небесное, а этот даст —  глобальное царство земное, где  каждому  присвоят номер, распределят блага и льготы. Грядущему злому властителю люди вынуждены будут подчиниться, «ради тесноты пищной», (нехватки продуктов) как  написал еще в третьем веке святой Ефрем Сирин в своем   «Сказание об антихристе».
 
    В очерке Глеба Успенского «Хороший русский тип» сходятся в вагоне, крестьянин, барыня и разночинец. И все удивлены жизнью большого города: они бегут из него, потому что в нём страшно душе от безобразия жизни. Приводя разные примеры из обыденности,  итожат: «Скверно, нехорошо, скучно, но это не разврат. Нет! Это именно падение души! Душа остановилась, не действует, точно как часы остановились и стоят».
      Может, читатель отмахнется, что все эти примеры — мелочи. Но вот что ответил бы на это Салтыков-Щедрин: «Напрасно пренебрегают ими:  в основе современной жизни лежит почти исключительно мелочь. Испуг и недоумение нависли над всею Европой; а что же такое испуг, как не сцепление обидных и деморализующих мелочей?»   (М. Е. Салтыков-Щедрин. Мелочи жизни. Стр. 70. Т.9. Собр. Соч. М. Правда. 1988 г.)
   А что такое испуг, страх? Откуда страх, как его преодолеть?  Такие вопросы всегда волновали людей. Ведь неожиданное, неприятное и страшное подстерегает  часто на каждом шагу. Так было и в «лихие девяностые», и теперь.  Убить могут просто так. Знакомый мой в Ярославле шел   вечером по улице Свободы. Случилось это еще в   семидесятые годы минувшего века. Кто-то подскочил к нему сзади и вонзил в спину заточенный напильник — повредил легкое. Хорошо, что страдалец отделался лишь больничным лечением. А злодея не нашли.  Потерпевший объяснить это нападение и теперь ничем не может.  Он отнюдь не любитель увеселений, не был замешан ни в каких подозрительных делах или компаниях.  
      Заинтересовавшие нас страх и тревога давно подробно описаны. Откроем труды хотя бы ученого физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского, подолгу жившего в Рыбинске. Он окончил кадетский корпус, Московскую духовную академию, а затем естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где с 1922 года заведовал кафедрой.  Его дневники и письма были опубликованы лишь недавно. Там немало сказано о сатанинских и содомитских сторонах нашей жизни. Как ученый, он пытался исследовать, что же чувствует душа, столкнувшись с дьяволом. В письме к близкому другу Ухтомский признается: 
     «Еще в Петербурге, как помните, у меня было чувство страха перед улицей и перед собранием народа. А теперь все чаще начинаю понимать состояние наших старообрядцев-странников, ощущение реально, что антихристом наполнена земля, осквернена вода, заражены поселения, загрязнен и самый воздух над нами». 
    Совсем другой по характеру и роду деятельности человек, Георгий Чулков, задушевный приятель Блока, его иногда попросту называют собутыльником поэта, написал небольшую повесть об этом страхе, опубликованную тоже недавно. О том, что не от НКВД ужас исходил в сталинское время, а от невидимо втеснявшегося все глубже в жизнь антихриста. Так трактовал этот страх   побывавший за революционную деятельность в ссылке, литератор Чулков. В наши же дни, когда люди в городах выйти вечером на улицу боятся, и ходят в масках, «намордниках», как прозвали их в народе, шарахаясь друг от друга,  подумаешь: вот тебе и «Возлюби ближнего своего, как самого себя»! Нет, тут, скорее, другая заповедь, от лукавого: «Умри ты сегодня — я завтра!» 
    А еще, как свидетельствуют святые подвижники, людей может соблазнить ложное бесовское видение, так называемая прелесть. Вообще состояние страха, тревоги — характерно почти для всех новейших чудес.
 
   «Я ощущал огромную опасность, будто на земле попал в ад. Я не мог пошевелиться, убежать, закричать. Я лежал, точно труп, а душа исходила муками. Все, что там творилось, было мерзким и чудовищным, гадким и зловеще мрачным». Так рассказывал о своем контакте с пришельцами из иных миров один из современных свидетелей, американцев. Любопытно, что это почти слово в слово повторяет описания из старинных житий святых, рассказывающих о бесовских наваждениях. 
     Но не будем уходить в старину, потому что, как ни странно, именно в двадцатом материалистическом и советском веке участились такие встречи с неведомым.  Так, старец Самсон, умерший в Москве в семидесятые годы века минувшего, вспоминал, что он за свою жизнь не раз сталкивался со смертью. В 1918 году его расстреливали, и он, раненый, чудом уцелел под грудой трупов. После войны тонул: на его мертвое тело был уже составлен протокол участковым. Тело повезли на тряской телеге — легкие от воды очистились, и он опять ожил. И все это было не страшно. Страшно ему стало лишь один раз, когда в Александрово-Невской лавре во время болезни его одинокая келья наполнилась обезьянами, огромными кошками и цыганами. Он догадался, что это бесы, и закричал, призывая монахов. Это был невыносимый ужас — все то же переживание ада на земле. 
     О том же рассказывает и старец Силуан. В двадцатых годах минувшего века, став монахом,  он много молился. И порой его посещали необычные видения.  Келья наполнялась светом, от которого даже тело становилось призрачным — можно было видеть, как работали внутренние органы. В этом  свете появлялись бесы и рассказывали о некоторых событиях из будущего. То есть, как теперь говорят, у человека «раскрывались биоэнергетические каналы». Это была граница, на которой слабому духом грозит безумие. Но старец Силуан преодолел искушение, и устрашающие явления прекратились. В старинном нашем языке для них существует свой термин: «страхования».
    Философ Владимир Соловьев предсказывал, что в конце ХХ века бесы в открытую вторгнутся в наш мир, можно будет их видеть и слышать их голоса. Встречи с НЛО, современный оккультизм, неоязычество, содомитство, а то и воинственное антихристианство, кажется, подтверждают это предсказание. Ему, как не удивительно, вторит и наука.  
    Поэтические образы никто за реальность не принимает. Но вот странное стихотворение еще в  семидесятых годах прошлого века, написал  известный поэт Юрий Кублановский. Ему грезилось недалекое уже будущее, когда «Антихрист на сытом коне прыгнул наземь в свинцовом огне. И теперь все равно — что бежать, что в глубокой могиле лежать».   То есть речь в этом стихотворении идет о том же странном чувстве страха, парализующего так, что душа: «останавливается, как часы».

 

©    Николай Смирнов

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:

                                                         Причал

Литературный интернет-альманах 

Ярославского областного отделения СП России

⁠«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.»  Фёдор Достоевский
Яндекс.Метрика