Арина РАДЗЮКЕВИЧ
                                     г. Ярославль

  РАЗМЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ

 

УЧЕНИКАМ


    За окном, как и каждый год, весна. Как и каждый год, мы с учениками начинаем разбирать тему «Теория эволюции». Да только вот ученики каждый год разные. И настолько перемешались мои мысли, боль моя со школьной темой, что уж позвольте высказаться.

    Большая часть ребят (а работаю я только со старшеклассниками) демонстрирует явный регресс. И не только в учёбе, но и в восприятии окружающей действительности, жизни вообще. Но как в биологии регресс может вести к идеальному приспособлению к условиям (паразиты), так и у молодёжи это не что иное, как приспособленчество. Замечательно взращенное телевидением поколение потребителей без духовной составляющей. Что касается школы, тут всё понятно. ЕГЭ! И вот типичными становятся ситуации, как эта: прошу описать особенности растений тундры. Ученица не может. Спрашиваю: «А где тундра, какие там условия?» — «Ну, там гладко… Наверное, на юге, где степи» — «На севере!!» — «А….». И с явной обидой, искренней вполне: «А что Вы меня спрашиваете, это география, я её не сдаю!» А вот что касается жизни… Полное равнодушие ко всему происходящему.         Почти всегда это — отражение равнодушия родительского, того самого поколения, которое называли «перестроечными детьми». Они выросли, родили детей и продолжают «строить» их по своему образу и подобию. Однако, это уже ни в коей мере не homo sapiens! Нomo — согласна, но мыслить молодёжь не умеет. И не хочет. Ребята, напомните мне главное отличие человека от прочих животных?     Конечно, вторая сигнальная система. А состоит она из речи и разума. Разума! Помню, вела я в конце 80-х кружок в школе. Не по своему предмету, выбрала тему ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Кажется — для естественников скука. Но постепенно присоединился весь класс. Сколько азарта, интереса, любознательности! Ребята получали наслаждение от процесса мышления как такового.
    А вот теперь — «это мне не сдавать». Так что, простите, но носить гордое имя «человека разумного» вы не имеете права! Да и в жизни на всё плевать. Выборы. Родители не пошли, сказали: «От нас ничего не зависит». Московский мусор? Не знаем, не слышали, по телевизору, вроде, не было. Нас не касается. Мы не при чём. Все живут, и мы тоже, как все, нормально.

    Ребята, дорогие мои, пока ещё не поздно, пока могут в головном мозге образовываться новые нейронные связи — думайте! Вы — при чём, вас — касается всё, вам — жить. Жить, а не существовать. Верните себе гордое имя «человека разумного». Родились-то вы именно таковым и в три года стали задавать вопросы «почему?», «зачем?», «как?». Где они теперь, эти вопросы, это желание познать и понять?
    Думайте! Думайте так, чтобы и родителям своим могли сказать: «Моя хата с краю» — не позиция, я прямая дорога к неандертальцам. Останьтесь ЛЮДЬМИ!

 

РОДИТЕЛЯМ

 

    Услышала вчера, проходя мимо оживлённо беседующих женщин: «Знакомая сына водила к репетитору по истории, по тыще за занятие. А он всего на 50 баллов и сдал!». Резануло. И захотелось объяснить родителям нынешних и будущих учеников, почему их дети плохо сдают экзамены. Даже с репетитором. Кстати, вы знаете, что репетитор — это профессионал, но не маг и волшебник? И никаких гарантий он дать не может! Я, имея 30 лет стажа, гарантирую только то, что дам все требуемые знания по предмету, дам понятно, глубоко, интересно. Дам. Но не впихну, не заставлю, не взмахну волшебной палочкой — и они все в голове у ученика. Итак, почему ребёнок сдаёт не так хорошо, как хотелось бы.

    Первое. Здоровье. Не берём серьёзно проблемных, речь о среднестатическом ученике. Ваш ребёнок порой жалуется на головные боли? Быстро устаёт? Засыпает, зубря нелюбимый предмет? Ну и многое другое. Тогда ему физически невозможно получить высокий балл. И если родители ставят планку высоко, а ребёнок искренне старается её достичь — неминуем срыв.

    Второе. Усердие. Банально, но тот, кто не занимается ежедневно, а хватается посмотреть материал перед занятием — не добьётся ничего.

    И третье. Самое главное. Самое важное. Это сами родители. Возможно, вы плохо представляете суть вопросов в тестах, но для того, чтобы блестяще ответить на них, надо впитать с рождения (а не за эти год-два!) множество знаний из жизни, научиться формулировать вопросы и отвечать на них, устанавливать причинно-следственные связи. Дорогие родители, скажите, только честно и без обид: вы отвечали подробно и понятно на все детские «почему?», «зачем?» и «как?»? А если не могли ответить, то лезли в справочники, чтобы рассказать потом. Вы ежедневно читали с ними и приучили их к книге? Вы хорошо знали все проблемы своего подростка и решали вместе, не отмахиваясь, не закрывая глаза? Вы много путешествовали с детьми? Не на пляжи Турции и Египта, а вообще? Видели ли дети ваше благоговение перед полотнами в Третьяковской галерее? Вашу скорбь на Мамаевом кургане? Ваш восторг при сплаве по рекам Урала? А знает ли ваш ребёнок, в честь кого названы улицы нашего района (с биографией и подвигами и достижениями)? Узнаёт во дворе птиц, насекомых, растения? Каков его словарный запас? Сколько стихов он выучил наизусть?

    Не по теме? А вот как раз по теме! Ребёнок, родители которого с самого дня рождения не отдавали ему свою любовь (не в материальном плане), почти никогда не получит достаточно высокий балл.

    И не стоит прикрываться распространённой в последние годы фразой: «Это должны учителя (воспитатели, няни), им за это деньги платят». Нет, не должны они открывать ребёнку мир ежесекундно, просто не могут. Это и есть — родительский долг. Даже не так — это и есть родительская любовь, невероятная радость общения со своим самым дорогим человечком и гордость за то, чего он смог достичь, благодаря вашей дружеской поддержке. 

 

ОБЩЕСТВУ


    Начинается письменная контрольная по биологии. Задание объяснено, есть ли вопросы? И обязательно кто-нибудь поднимет руку: «А за ошибки по русскому Вы оценку снижать не будете?» Когда я услышала это впервые, то на мгновение замерла в непонимании. Человек просто обязан писать грамотно на родном языке, это так же естественно, как дышать! Оказалось — совсем не естественно. Это на уроках русского они обдумывают каждую буковку, каждую запятую (и, кстати, как правило, сдают ЕГЭ на очень высокий балл), а в любой другой ситуации «пишут, как слышат». Словно, этот язык — иностранный. Почему так происходит? Ответы лежат на поверхности: ребята не читают (и, кстати, в современных книгах достаточно часто проскакивают опечатки или ошибки), они при необходимости набирают тексты в ворде, где компьютер заботливо подчеркнёт неточность и исправит её, и главное — им просто нет необходимости писать (говорить, мыслить) грамотно!
    Помните, в наше время был журнал «Крокодил» и передача «Вокруг смеха» с рубрикой «Нарочно не придумаешь». Со всей страны туда присылали нелепые объявления, неудачные строчки из статей. И все смеялись над этим. Неграмотность была постыдной.
    А теперь? Я читала статью про то, почему неприлично ставить в СМС точки в конце сообщения. Неприлично! И приведён там обширный психологический анализ. Человек, набирающий запрос в интернете с использованием заглавных букв и кавычек презрительно именуется педантом. Да что там молодёжь! Один мой старинный друг, адвокат, бывший отличник (настоящий, не «липовый») теперь пишет мне сообщения только большими буквами. Чтобы «раскладку не менять после точек». Другой — профессор – вообще сплошным текстом без знаков препинания.
    Что это? Случайность? Облегчение жизни бедным перегруженным ученикам? Нет, это подрыв основ народности, культуры. Такой же, как замена русских слов в обиходе иностранными. Не заимствование, а именно замена. Пройдитесь по городу, посмотрите на вывески, названия — сплошная латиница! Глубинный разрушающий механизм работает, как водные струи, вымывающие карстовые пещеры. И как в природе это непременно заканчивается обвалом почвы, образованием воронок, пустот, так и в культуре нашей получится пустота. И очень быстро заполнится она осадочными породами других культур. Так, глядишь, от России, Руси останется только название государства, не несущее смысла.
    Но самое страшное, что, когда я пытаюсь донести это до учеников, они смотрят на меня безучастно, а некоторые возражают: «Ну и что? Главное, чтобы жили хорошо (читай: в материальном плане), а всё остальное — ерунда». Вот так. Родной язык, родная культура — ерунда. А дальше? Родина, родители — тоже ерунда? Вполне возможно. Уже сейчас кое-где проскакивают тревожные намёки.
    И вот опять я отдаю ученику работу, испещрённую красными поправками орфографии и пунктуации, с «пятёркой» в конце. Потому что не имею права снижать оценку за ошибки не по своему предмету. А ребята за моей спиной вертят пальцем у виска — я же педант, устаревший примитив, зануда. Они выиграли. А страна проиграла…

 

    © Арина Радзюкевич    
 

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:

                                                         Причал

Литературный интернет-альманах 

Ярославского областного отделения СП России

⁠«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.»  Фёдор Достоевский
Яндекс.Метрика