Эвелина АЗАЕВА
г. Оттава, Канада


ПОЛУКРОВКА


    В жизни полукровок самое главное — выбрать с кем ты. С папой, или  с мамой. Ну, какой ты национальности. Нет , конечно, можно (в теории), быть в равной степени представителем того и другого народа, но практика показывает, что не во всех случаях это работает. Есть такие тяжелые случаи, что надо все-таки выбрать, и идти уверенно одной лишь колеей. 
    Вот, например, ты помесь русской и чеченца. Обычаи и нравы этих народов настолько разные, что быть тем и тем одновременно просто-таки не  полезно  для  психического здоровья. Чеченцы требуют строгого соблюдения своих традиций, и если ты уклоняешься, значит не чеченец. Русские, если ты вдруг начнешь проявлять чеченские замашки, тоже удивятся. Нет, они не станут к тебе плохо относиться — народ имперский, терпеливый, но в твоем присутствии, как бы ты ни бил себя в грудь, что в паспорте написано «русский», время от времени будут говорить: «Знаешь, а чеченцы — хороший народ. Вот у нас парень в армии был...»
Однако, если ты выберешь одну сторону, и будешь следовать строго по ее пути, то все, никаких проблем у тебя не будет. Чеченцы не будут обращать внимания на твою русскую кровь и признают за своего, русские забудут про кавказскую кровь, и тоже будут считать своим.
    Другое дело, если в тебе намешаны еврейская кровь и какая-то иная. Пусть будет русская, для примера. Тут тебя не примет до конца ни одна сторона. Для евреев, если мама не еврейка, ты не совсем еврей. Для русских ты - "c прожидью”. Не для всех, но все же. Нет, никто не будет тебя обижать, а некоторые будут и любить,  но в определенные моменты, моменты истины, так сказать, на тебя будут обращать пристальные взоры.  И в итоге ты ощутишь, что ты  до конца никому не свой.
    Так грустно думал Тони о своей судьбе. Судьбе человека с ярко выраженной еврейской внешностью — от папы, и золотым крестиком на шее под рубашкой — от мамы. Той самой мамы, которая, по совету своей сестры, кандидата исторических наук,  назвала его Антонием или, в просторечии, Антоном. В Тони он переделался, когда эмигрировал в Канаду.
    Антон вырос с русскими  мамой и тетей. Они его воспитывали вдвоем, отец где-то растворился сразу после его рождения. Соответственно, мальчик рос русским. Несмотря на советское время, его окрестили, и учили обычным христианским добродетелям, которые удивительным образом (это он уже во взрослом возрасте заметил), совпадают с коммунистическими добродетелями: не ищи легких путей, будь честным и принципиальным, не  лукавь, защищай слабых, не лебези перед сильными, деньги — не главное...
    Мальчик рос шустрым, любознательным, любил играть  с мальчишками во дворе.  Однажды в разговоре сказал: «Мы, русские» (в войну играли), и один из друзей поправил: «Ты не совсем русский, у тебя папа еврей». Без зла сказал, констатировал факт. Антон  уверен, что дружок и не знал кто такие евреи, а просто слышал от взрослых, что у его мамы, Людмилы, был парень-еврей. Во дворе все знали кто с кем встречался.
    Антон  стал искать информацию о евреях. Интернета тогда не было, но он нашел ее в библиотеке. И с тех пор читал и читал о них. Пока не превратился в законченного, домашнего «сиониста» (так он сам себя называл). А почему? А потому, что, во-первых, ему, русскому мальчишке (а он ощущал себя именно таковым, других перед его глазами не пробегало), было интересно, что он такой вот особенный, не как все — еврей, представитель Ближнего Востока — жаркого, экзотического. Во-вторых, он начитался о том,  какие евреи талантливые, и что вообще народ избранный, и... ну, приятно же было в это поверить! Кому не приятно знать, что он из ряда вон уже по самому факту своего рождения? А еще писали, что народ гонимый, и нуждается в постоянной защите.
    Тринадцатилетний  Тоша (так его звали дома) понял, что он  —  тот самый Давид, который призван сражаться с Голиафом.
    И вот тут начались первые проблемы.  Мама с тетей не разделяли его убеждений. Тетя говорила обидное: «Сколь волка ни корми...», и вздыхала. Дед  ругался, не выбирая выражений. Мама тогда вступилась, ругалась, плакала.  В общем, скандал был до потолка.
    Мама вступилась, но потом говорила, что Тоша  неблагодарный, что она его растит одна, без алиментов, а его отец где-то шляется по свету, Родину  не любит, в общем  —  сволочь. И чем ей сын отплатил? Нет, говорила мама, в том, чтобы быть евреем, нет ничего плохого. Но это если у тебя мама и папа евреи. А если у тебя мама русская, тетя русская, дед русский, и все они тебя растят и на золотом блюде носят, а ты вдруг выбираешь вторую половину, которая «перекати поле» и неизвестно где обретается, о тебе не заботится, то это свинство. 
    Антон  обнимал маму и чувствовал вину. Но желание быть особенным, так свойственное подростковому возрасту,  все же возобладало. К этому располагала и внешность — ну не видел в ней паренек славянских черт. И дожив до девятнадцати лет (в армию не был  взят из-за очень  плохого зрения), он окончательно сформировался как еврей. Так он считал.  
    И тут объявился папа. Из Израиля. Он позвонил и сказал, что может сделать мальчику документы для переезда в эту страну.
    Мама ходила в ОВИР, просила сына  не выпускать.  В квартире пахло валерьянкой и разбитыми надеждами, дед перестал с внуком разговаривать. Но Тоша уехал.
    И с тех пор ни разу не виделся с мамой. Чего не может простить себе до сих пор. Все умерли без него, через семнадцать лет после его отъезда. Один за другим. Но пока были живы, любили его, не обижались, с любой оказией присылали весточку и подарки. 
    Антон  же в Израиле приехал к отцу, в его новую семью, но быстро понял, что он там не нужен. Отец был ласков, но его жена и дочери тяготились гостем. Перебрался в кибуц. Там кормили, обучали ивриту... Потом попал в армию.  И не просто в армию, а на войну. Участвовал. Несмотря на плохое зрение. И не сказать, чтобы чувствовал, что его за своего не принимают. Нет, внешность помогла, он не ощущал дискриминации. Там он еще больше укрепился в своем еврейском патриотизме.
    Который горел ярким пламенем до  тех пор, пока он не захотел эмигрировать в Канаду. Израиль душил его своей жарой и  маленькими размерами. У парня, выросшего в Питере, было чувство, что он перебрался в Ташкент.  К тому же, там постоянно происходили теракты, и женившись (на такой же полукровке), он решил, что лучше все-таки перебраться  в более спокойное место — США или Канаду. Там можно не бояться за детей, а свой воинский долг Тоша исторической родине отдал, так что не о чем беспокоиться.
    Он обратился в  еврейскую организацию,  и  честно сказал, что он христианин и у него русская мать. Ему объяснили, что он в таком случае не еврей. Повисла пауза. Тоша осмыслял. Потом сказал: «Я воевал». Ему  ответили, что  «это достойно похвалы» и посоветовали обратиться к христианам,  дали телефон.
    И он обозлился. Вдруг понял, что  он — «русская морда». И просто вмиг оценил все: и что в СССР к нему относились хорошо и никогда он не ощущал притеснений, хотя многие пишут, что притеснения  были. (Но он вот не ощущал на себе, хоть убейте!). И что Россия — страна великая. Да, люди, как везде, есть хорошие и плохие, но страна — великая, и не о чем тут спорить! Огромная страна с великими достижениями и восхитительной культурой. И мать у него — русская красавица, и тетка — духовно развитый человек, кандидат исторических наук, а дед — воевал под Сталинградом. 
    Тоша вдруг понял, что быть рядовым, обычным русским — таким, как другие сто пятьдесят миллионов, вовсе даже неплохо. И стали  выплывать в мозгу мамины да дедовы поучения из детства: «Выделяться надо своим трудом,  смелостью, добротой, честностью... А кровь — что? Всяк кулик свое болото хвалит».
    Он обратился в католическую организацию, и католики помогли, переселили в Канаду.  И стал после этого Антон  русским. 
    Все, конечно,  его принимали за еврея — очень уж колоритной была внешность, но Тоша  окрестил своих двоих детей, а когда они подросли, даже стал возить их в церковь, где они пели в хоре. 
    В храме заприметили его, и стали приглашать «откушать». Тоша с детьми трапезничал после службы и вскоре счел своим долгом отплатить храму за бесплатное питание — стал жертвовать деньги. Опять же, стоять в храме и слушать как поют твои дети и не поставить свечку — как-то странно. Антон, который до того религией не увлекался, хоть и был в детстве крещен, стал ставить свечки.  За маму, тетю и деда. Он ведь у них один. Кто за них поставит? Стал плакать...
    Он стоял, чернявый, с орлиным  носом, черными глазами, и плакал. И в душе просил прощения за то, что покинул их. Нет, он не жалеет, что живет в Канаде, эта страна ему очень нравится, и не жалеет, что воевал за Израиль, но ему жаль, что нельзя было взять с собой семью. И что не смог к ним ни разу приехать. Советского паспорта его лишили еще при выезде, и в то время нельзя было эмигрантам свободно туда-сюда ездить. А когда разрешили, было уже поздно.
   На него с любопытством поглядывали, и тут же опускали глаза. Тоше сначала было неловко, а потом он заметил, что он не один еврей тут, и на других не смотрят, значит на него глазели просто как на новичка. Познакомился с Исааком Львовичем, который был совершенно яростным христианином. Называл себя именем собора в Питере — «Исаакий!»Он стал Тоше книжки разные давать... И вот на Пасху, на крестный ход, Исаакий  с  Антонием   стали главными хоругвеносцами. Они шли впереди всех и несли святые лики. И были горды тем, что им доверили.
    Потом Тоша  стал ссориться со своими любимыми русскими друзьями. Они любили его и доверяли ему настолько, что при нем рассуждали о  евреях-большевиках (нелестно),  о евреях-олигархах (тоже нелестно), а также возлагали на тех и других вину за «гибель России». В революцию и в перестройку.
     Тоша крепился. Иногда он и сам был согласен, когда читал в какой-нибудь эмигрантской газетке антироссийские статьи, написанные людьми с еврейскими фамилиями. Тоша  тогда звонил в газету и кричал: «Вы антисемиты! Вот такие как вы и заставляют русских не любить еврейский народ! Что вы привязались к этой России? Пишите про Канаду! Вы здесь живете или где?».  Антон рассказывал друзьям о том, как он заткнул за пояс русофобов, и  его хвалили, обнимали, и пели с ним песни.
      — Ой, то не вечер, то не вечер, мне малым-мало спалось...
    Когда доходили до слов «налетели ветры злые, да с восточной стороны, и сорвали черну шапку с моей буйной головы»,  Тоша начинал сильно волноваться. Думал: едрит твою! Ведь какие слова простые, а как за душу берет! Прямо будто кто взял тебя рукой  за сердце, и крутит, крутит. В такие минуты он ощущал себя внуком героя Сталинграда и сыном русской красавицы. Тоже пел. 
    «Едрит твою» — любимое  выражение деда. 
    Но иногда он начинал беситься. Когда, например, говорили, что хорошо бы казнить на Лобном месте  Гусинского, Ходорковского, Смоленского, Чубайса,  Коха и Авена.
    — А Потанина? А Доронина? — вскидывался Антон. — А Ельцина? Он, конечно, умер, но гипотетически?
    Все соглашались, что их в первую очередь. Но, говоря о «проклятой перестройке», цитировали Бунина. Говорили, будто бы он написал, что «революцию совершили евреи и примкнувшие к ним русские дураки».  Так вот, мечтали друзья, русских олигархов  казнить на Лобном в первую очередь. И даже сперва на кол, а потом казнить. 
    Но это Тошу не успокаивало. Он думал: а почему они сначала сказали только о не русских? Он  напивался  от обиды и начинал привязываться ко всем последующим речам, кои, при трезвом слушании, были вполне безобидны.
    — Вы за Асада? А вы хоть одного араба в своей жизни видели? 
    Все молчали и переглядывались. Тоша по-своему понимал этот взгляд. 
    — Да, я еврей! — орал он. — И что? 
    — А ничего, напился ты, братец, — ласково говорили ему. — Такое чувство, что ты не еврей, а эскимос, и у тебе нет ферментов для расщепления этилового спирта.
    — У меня дети в церкви поют! А у  вас — поют? — вскрикивал снова Антон. — Я хоругви ношу, а вы... вы... да вы в церковь никто не ходите! На Пасху только яйца себе раскрашиваете...
    Все хохотали. Говорили, что ему больше не наливать. Мужчины заверяли, что яйца у них природного, натурального цвета.  Объясняли, что против евреев ничего не имеют, а имеют против олигархов, продажных журналистов, Россию хаящих, против Сороса, Бжезинского, Ротшильда и Рокфеллера. А против него, Тоши, стопроцентно ничего. 
    — И я на парад Бессмертного полка хожу, мой дед под Сталинградом, - заплетающимся языком приводил Тоша последний аргумент и переходил со стула на кресло чтобы удобнее было вздремнуть.
    Там  он успокаивался, и думал, что как же хорошо, что в Канаде столько  всех — русских, евреев, украинцев, казахов, кавказцев. Ты будто в маленьком Советском Союзе. Том самом, из которого когда-то бежал, оставив самое дорогое. А сейчас, к старости, почему-то хочется там быть.  И отмечать День Победы, 8 марта, и даже День пионерии. А что, она его учила только хорошему: защищать младших, помогать старшим.
    Тоша видит перед собой стол, на котором остатки холодца, оливье, салата «мимоза», селедка с кольцами лука... Все, как у мамы. В его памяти она осталась молодой — в голубом кримпленовом платье, с высокой прической. Сколько бы ей сейчас было? Он мысленно подсчитывает... Ах, как поздно открыли границы! Сколько всего интересного он показал бы ей, какими вкусностями накормил, на Ниагару бы свозил.
    И еще Тоша думает, что его жизнь была бы куда легче, если бы он родился просто русским, или просто евреем, а так — ни богу свечка, ни черту кочерга. А с другой стороны, тут же спорит он сам с собой , зато такой человек  реже встречается! Он, Тоша, получается, особенный. Как пурпурный единорог. Смешение кровей делает детей талантливее.  Вот у него дети —  и поют, и танцуют, и рисуют хорошо.   А что ему самому приходится воевать то за тех, то  за других — за евреев с оружием в руках в Израиле, а за русских словесно — в Канаде, так и что? Его имя — Антоний — переводится как «вступающий в бой». 

 

©    Эвелина Азаева
 

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:

                                                         Причал

Литературный интернет-альманах 

Ярославского областного отделения СП России

⁠«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.»  Фёдор Достоевский
Яндекс.Метрика