Перебирая свои блокноты, нашел я запись за 1 декабря 2017 года: «Читал Иоанна Златоуста, Григория Богослова. Кстати, одно его «стихотворение таинственное» перевел Иван Козлов, но более точную суть этого творения я встретил в стихотворении Анатолия Смирнова из Рыбинска «То самое» (не тоже ли, что «Самое само» Платона?)»
И захотелось мне расшифровать эту запись подробнее. Вот его стихотворение:
В языческом мире ― два мудреца, Платон и Аристотель. У восточных христиан тоже двое ― Иоанн Златоуст и Григорий Назианзин.
Григорий Назианзин, прозванный Богословом, в числе разных своих сочинений оставил для стихотворцев и образцы поэзии. «Плач о своей душе» его, пожалуй, лёг в основу нового жанра народной духовной поэзии, который так и называется «плач о душе». «Стихотворения таинственные», написанные в четвертом веке без рифмы, переведены прозой в издании «Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского». Издание третье. Часть четвертая. М. 1889.
В этом издании цитируемое стихотворение именуется: «Слово 10, о человеческой природе»:
«Вчера, сокрушенный своими скорбями, сидел я один, вдали от людей и снедался сердцем. В страданиях люблю я такое врачевство, и охотно беседую наедине с своим сердцем»… …«Кто я был? Кто я теперь? И чем буду я? ― Ни я не знаю сего, ни тот, ни тот, кто обильнее меня мудростью»… и так далее, стр. 212-216.
Цитировать здесь эти отстоявшиеся в веках творения, подробно я не буду, ограничившись лишь указанием на них. Почему в разные эпохи ближе чисто литературных произведений становятся вздохи святой души, исповедь её, а также письма ― здесь, в записи, тоже тяготеющей к жанру письма, изъяснять считаю излишним. Перейдем ближе к русской поэзии.
Вот: «Элегия. Вольное подражание Св. Григорию Назианзину» из «Собрания стихотворений Ивана Козлова». СПБ 1834. Ч 1-2.
Далее идет описание рощи, как у Григория:
В этом довольно длинном подражании с однообразно парной рифмовкой ускользает какая-то энергия, чувствуемая даже в прозаическом переводе, может, благодаря и соседнему контексту других «стихотворений таинственных».
Но в стихах других современных Козлову поэтов можно уловить более тонко разлитое влияние: образец, созданный Григорием Назианзином, действительно стал тем корнем, что произрос в русской поэзии обильными, как писали в старину, летораслями. По отношению лишь к одному «Слову 10, о человеческой природе», бегло стоит указать на многие стихи Василия Жуковского, хоть на «Невыразимое», «К Нине, послание», «Цветок», «Голос с того света»; на «Странника» Пушкина: «Однажды, шествуя среди долины дикой…» Стихи, сочиненные во время бессонницы: «Мне не спится, нет огня…», «Пророк», «Когда для смертного умолкнет шумный день…». У Лермонтова вспомнить хотя бы: «Когда волнуется желтеющая нива»… «В минуту жизни трудную» и т.д. Аполлона Майкова «Зачем предвестных тайн святыни», «Кроет уж лист золотой…» А.К. Толстого «Меня во мраке и в пыли…», «О, не пытайся дух унять тревожный…», «Против течения». Е. Бернета: «Если в храм родительской деревни…». Д. Веневитинова «Моя молитва»… Алексея Кольцова «Молитва», «Могила» и другие «думы». А духовная поэзия Ф. Глинки?..
Это лишь самые общие знаки для пояснения мысли о том, как унаследована греческая, восточная, христианская великая духовная традиция ― пронизывавшая всю нашу поэзию по вертикали от А.В. Тимофеева, Владимира Бенедиктова и Кукольника до Пушкина, и по временной горизонтали до Гумилева, Есенина и… далее можно назвать немало имен.
Все это я написал лишь для пояснения своей мысли о корне. Из творчества поэта, как из некоего целокупного Числа, можно извлечь корень. Если корня нет, то нет и словесного мысленного древа. Это вспоминалось мне, когда я сделал прошлогоднюю свою запись и подумал: «Вот и у Анатолия Смирнова, моего однофамильца и земляка по корням (наши отцы и деды из затопленной Мологи) нашелся росточек оттуда». Стихотворение «То самое» ― это как раз и есть тот, найденный корень. Это я уяснил после прочтения разных публикаций Анатолия, начиная еще с провинциальной литературной газеты «Очарованный странник», выходившей в девяностые годы в Ярославле, и сборников, изданных в 2013 ― 2016 годах: «Здесь и там», «Непотаённое», «Своё, человеческое».
Это метафизическое освещение, внутреннее солнце, сокрытое в человеке, проливает свой свет на лирику его и зарисовки современного города или приволжской природы: «Век пылью стать обязан по судьбе, Но даль времен не в мире, а в тебе» ― размышляет он вместе с археологом «Над почвенным раскопом Усть-Шексны». Тут признание о «пути к сущему», что «так долог»… Поэт вдохновляется мыслью или образом, взятым из жизни, а не книжного, двухмерного мира, в конечном итоге ведущей лишь к имитации творчества, «стилистическому разнообразию и эстетическому риску», как выразился недавно один литкритик. Вместо Слова, то есть «самопознающейся жизни», «текст» ― двухмерный отслоек, «упражнение», копия мысленная с другого «текста», что сводит к дурной бесконечности, разъединению, то есть к неразличимости, неопределенности, бессмыслице; в бытовом плане ― к личине, ну а в мистическом ― к бесовщине. (1)
Конечно, то, что мы в разговоре условно называем «жизнью» в процессе самопознания становится неуловимым, но жестким, твердым материалом, гранитом, а не пластилином, из которого ваять нелегко. Отсюда и все неудачи, и все достижения. Но радует этот свет живого светового корня, освещающий работу поэта. Ведь люди похожи на деревья, как часто сравнивают те же поэты: корень погружен во тьму земляную вещества, а душа тянет к мысленному солнцу стяг своих зеленеющих ветвей. Поэзия открывает новые измерения и глубину в нашей жизни, это, кстати, и становится её «стилистическим разнообразием и эстетическим риском».
Здесь начало пути изо тьмы к свету. И одновременно и о тех, чей спуск в вязкую глубину тьмы: «Предав Небесную Россию, они в земную сходят бездну»… Как подметил еще Николай Кузанский: «Опять заметь себе, если ты хочешь охватить истину, что нисхождения света есть ни что иное, как восхождение тьмы». Этот тяжелый перевал, преодоление ― может, главный мотив поэзии Анатолия Смирнова.
Вот еще характерный пример:
Совсем бы по-иному читалось это стихотворение, ― скорее бы обратили внимание на скорбную иронию или сатиричность ― если бы не было извлеченного нами корня, «того самого». Метафизическая энергия из глубины его кропит своим светом эту страшную свекольную зарю. Смерть пьяного бомжа, собакочеловека ― это ведь тот же плач о душе, о человеческой природе. Благодатный снег Покрова Богоматери, ниспадает откуда-то из того мира, в котором, есть надежда, что объяснится смысл и такой смерти. Да ведь и таинственный Покров Богородицы, отчего пошел праздник, любимый Русью, узрел впервые некогда в Царьграде раб, славянин родом, юродивый, бомж Андрей, в житии которого, кстати, упоминаются и псы.
Пометы карандашом, доказывающие мою мысль о найденном корне метафизическом, поставлены под многими стихами в сборниках Анатолия Смирнова. Перечислю лишь некоторые: «Где жил я до того, как на землю родиться?» «Не избу, не лужайку под стогом…», Где стойбища племен былых и страны?..». Прямо «о корнях мыслей» сказано в стихотворении «Не хочу я, но память уносит…». То же в «Ночной молитве», «Кресте», «Глазах», «Холоде»… Но, довольно… ― скучное это дело, господа, ― прозой растолковывать достоинства стихов!
Примечание.(1). Имена их сильно, до неузнаваемости изменились в течение долгой истории человечества; и мало кто знает, что ныне бесов называют «субстанцией», «субстанциональным деятелем», «причиною» и другими, казалось бы, невинными или даже самыми подходящими именами вроде «религиозного переживания» или «христианского союза молодежи». Где абстракция признается бытием, там уже и бес и смрадный запах. Если мы не согласны называть ангела личностью в том же смысле, что и человека, если ангел ― личность только чрез человека и в человеке, сам же по себе безымянен, то тем более безымянен и ни в каком смысле не личен бес. У беса нет лица и он пользуется человеком как личиною, он по существу своему «лицедей», злой, но «смешливый», глумливый. Со своим ангелом человек соединяется, с бесом ― разъединяется. И сам бес ― ставшее вне человека его дурное разъединение, существующее лишь потому, что существует преимущественно разъединяющийся человек. Л. П. Карсавин. «О личности», Каунас, 1929 г.
© Николай Смирнов
Литературный интернет-альманах
Ярославского областного отделения СП России
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий: