Дмитрий Евгеньевич Кривенков родился 18 марта 1994 года. Образование: филологическое, Воронежский государственный университет. Работа: Ретро ФМ, Воронежский концертный зал, Воронежская филармония.
Адам сидел перед костром, напевал веселую песню и точил кол.
— Тише, — послышался из окна хижины шепот Евы. — Детей разбудишь.
Адам собрал стружки в мешок, плотно затянул узел. Получилась подкладка под голову. Адам сорвал пучок трав, свернул вместе, подкурил от огня, лег на землю и стал смотреть в звездное небо, потягивая самокрутку.
Из хижины вышла уставшая Ева, присела у костра.
— Ты все еще злишься на меня? — спросила она.
— За что? — спросил Адам.
— Сам знаешь… Это изгнание произошло из-за меня.
— Может да, а может и нет.
— Он же мог выгнать только меня.
— Он мог вообще нас не выгонять. Значит, так было надо. Ты тут не при чем.
— Маленький еле заснул. А старший такой забавный, похож на тебя. Сегодня он подарил мне цветок, — Ева посмотрела на хижину, легла рядом с Адамом, положив голову на его грудь. — Ты улыбаешься, а я вижу боль в твоих глазах. Все эти годы вижу боль.
Адам молчал.
— Ты зол на Него?
— Нет, уже нет.
— Для чего мы здесь? Зачем мы Ему?
— Может быть чтобы спрашивать — зачем он нам?
На рассвете Адам ушел на рыбалку. Ева кормила грудью Авеля. Каин лепил из глины свистульку.
— Мама, — спросил Каин, — папа сможет обжечь свистульку?
— Конечно, — ответила она. — Что ты слепил?
— Соловья! Буду птицам песни петь! А когда подрастет Авель, я и ему сделаю. Можно я к папе схожу?
— Конечно. Но будь аккуратен.
Каин побежал по тропинке. Адам сидел на берегу ручья.
— Папа, ты плакал?
Адам вытер слезы.
— Немножко, сынок. Просто подумал, что никогда уже не увижу родных мест, не покажу их тебе и Авелю. Вы не сможете испить из родника моего детства… Знаешь ли ты, сын, что нет ничего прекраснее родной земли?
Адам, всхлипнув, замолчал. Каин смял в ладони комок прибрежного ила, бросил его в воду. Муть от куска грязи тут же унес поток, вода снова стала прозрачной.
— И чем эта земля отличается от твоей? В чем отличие этой воды от той? В той земле пели птицы?
— Пели.
— И в этой поют. В тех ручьях была рыба?
— Думаю, что была, — Адам улыбнулся. — Ты быстро повзрослел, Каин. Как же летит время…
Когда Авель подрос, Каин подарил ему свистульку.
— А если свистулька тоже поет, значит, она — птица? — спросил Авель.
Каин рассердился:
— Музыку создает пустота.
— А птица, ведь она поет не от пустоты, а от того, что ее вдохновляет Создатель, — затараторил малыш.
— Просто птица так разговаривает. Твое щебетание для нас с мамой тоже как птичьи трели. Заслуга Создателя не в том, что он дал нам уши, а в том, что он дал нам любовь, — потрепал по голове младшего из братьев Адам. — Ну беги, играй.
— Папа, а чем ты занимался в Эдеме? — как-то спросил Каин. — Ты ловил рыбу, разводил огонь, выделывал шкуры?
— Там, сынок, делать и не нужно было ничего. Что было, то было, а чего не было, того и быть не могло.
Каин задумался.
— Я не понимаю. Хочу понять, но не понимаю. Почему вас изгнали?
— Не почему, а зачем. Нас изгнали, чтобы мы могли познать любовь.
— Здорово! То есть запретный плод с древа познания добра и зла — это всего лишь инсценировка, игра? И Змей, и сам Эдем тоже всего лишь театр?
— Весь мир — театр, сынок.
— И ты не возненавидел деда? Не поклялся отомстить? Ты смирился?
— Смирился? Наоборот, я возлюбил его. Как люблю тебя, маму, твоего брата. Ведь раньше я не любил его, я просто существовал: ел, спал, ел и спал... Сейчас я понимаю, что надо лишиться всего, чтобы получить немногое.
— А можно наоборот: лишиться чего-то немногого, чтобы получить все?
— Конечно. Для этого надо всего лишь отказаться от любви. Но у меня не получится. Да мне всё и не надо. Мне достаточно того, что у меня есть.
Авель играл с котятами и щенятами у хижины. Адам ушел в горы, Ева увела на пастбище коз и овец. Каин следил за младшим и занимался своими делами.
— Каин, что ты делаешь? — отвлекся от своего занятия Авель.
— Наблюдаю как созревает лен.
— А зачем?
— Мне интересно.
— Но он растет так медленно, почти незаметно!
— Ты тоже растешь медленно, — рассердился Каин. — Ты ночью лег спать, а наутро стал чуточку больше. Так же и лен.
— Ты хочешь, чтобы его было много?
— Конечно, пусть его будет много.
— А зачем?
— Я соберу урожай, а мама спрядет нить. Потом свяжет для тебя одежду.
— А если мне не нужно?
— То есть, братец?
— Представь, вот ты вырастил лен, потом высушил его и вымочил, потом растрепал его, мама сделала пряжу и связала мне одежду. А она мне не нужна. Зачем этим тогда занималась мама, зачем тогда занимался этим ты, если оно не пригодится? Ведь если мне понадобится, я попрошу маму, а она попросит тебя.
— Так я и делаю. Только наоборот.
— То есть я должен получить одежду не потому что хочу, а потому что ты уже посадил лен. Так?
Каина это задело.
— Помнишь свистульку, которую я тебе сделал? Ты ее хотел?
— Нет.
— А я сделал. И она тебе понравилась. И еще я сделал горшок для воды, а потом еще один для молока. Никто меня не просил. А они пригодились.
— Ну и что, можно было бы попросить нашего небесного отца, и он бы все это нам дал.
— Все, что у нас есть, сделали папа, мама или я. Потом, когда ты вырастешь, ты тоже будешь что-то делать. Вот это и значит, что это нам дал Создатель.
— Расскажи мне про Эдем. Родители говорят, что это прекрасное место. Они тебе рассказывали, а ты расскажи мне.
— Они никак не хотят смириться с миром, в котором живут. И они огорчены миром, в котором мы живем. Вот тебе, Авель, хорошо?
— Да, мне нравится все, как есть.
— И мне нравится. Ты видел, когда мама и папа плакали, вспоминая это место?
— Даже папа? — удивился Авель. — И не мог подумать.
— Я хочу им помочь. Да и сам хочу об этом узнать. У меня есть одна идея.
— Какая? — спросил Авель.
— Мы поставим дом на колеса, и он будет ездить по земле.
— Зачем тебе это?
Мы сидим на одном месте. А чем будем дальше двигаться, тем больше шансов ее найти.
Авель покачал головой.
— Каин, сынок. Ты неделями пропадаешь. Я беспокоюсь за тебя.
Каин слез с машины и обнял мать.
— Ты чем-то расстроен? — спросила она.
— Да, я был в далеких землях. Где пустыни морей, и моря пустынь. И мне было хорошо.
— Там чем ты тогда расстроен?
— Я так засорил свой разум. Молчу и слышу мысли. Когда пытаюсь остановиться, я страдаю от лени. Мама, я, наверное, в ловушке. Скажи, что ты чувствовала, когда съела это несчастное яблоко?
— Я почувствовала, как будто что-то открыла. На тот момент, я понимала, что держу что-то тяжелое, неосязаемое. А потом все исчезло. Мы с Адамом были изгнаны, и я стала счастлива.
— Как? — удивился Каин.— Как ты это поняла?
— Я почувствовала себя настоящей. Я, сотворенная из ребра Адама… Он не понимает меня. И я его. Самый чистый — это Адам. Чист душой, телом, его сотворили, по-настоящему любя. А когда я родила вас, то стала понимать, что даже чистому созданию нужно дополнение. И осознала, что я все правильно сделала. Если бы не изгнание, родила бы я таких ребят? Словно с меня сорвали покрывало.
— Те знания?— спросил Каин.
— Нет, — отрицала Ева. — Именно изгнание. Ты чувствуешь себя самым ужасным существом планеты, а потом оказывается, что ты вовсе и не чужой, пока не нашел себя.
— Мама, я долго себя ищу. У меня порой раскалывается от мыслей голова, с тех пор как пытаюсь найти Эдем.
Займи руки не созданием. Займи себя медленным. Тем, что останавливает тебя.
Каин бросил все и последовал совету матери. Всходили цветы, злаки, деревья. Но мысли все сидели в голове Каина.
— Братец Авель, — начал Каин. — Каково тебе быть пастухом?
— Мне нравится, братец Каин! Животные всегда мне нравились. Я люблю их. Что ты будешь поднести в жертву?
— Я не знаю. Я давно этим не занимался и не очень хочу. Я просил бога о Эдеме, но все тщетно. Будь моя воля, я отдал бы всю эту боль! Я отдал бы свою голову!
— Ты меня пугаешь. Ты никогда таким не был. Как начал узнавать мир, ты изменился. Вспомни свистульку, сколько песен она пропела. Вспомни, какой урожай льна ты отдал тогда в жертву! А я то овечку, то козочку. Я думаю, создатель должен гордиться тобой.
— Мне больно, Авель. Я пытаюсь опустить разум и остудить его. Мне тесно, понимаешь? Я вырастил множество культур, я сделал много интересных вещей, чтобы быть ближе к Эдему. А сейчас я готов выть от боли.
— Брат, пошли к алтарю. Станет легче.
Каину стало не по себе. Он становился угрюмее и тяжелее. Каждая мысль отяжеляла его стопы, мышцы и мешок с зерном.
— Помнишь, как ты из ячменя сварил пиво и принес в жертву? — радостно сказал Авель. — Принял, так принял!
Каин упал на колени. Авель помог брату, снявши мешок, и возгрузив Каина на плечи.
— Я сам, братец, — пробурчал Каин.
Авель бросил на алтарь ягненка.
— Благодарю тебя, Господь за дары! Благодарю тебя за все, что есть и чего нет!
Ягненок растворился в ярком пламени.
Авель блаженно улыбнулся Каину.
Братец, давай.
Каин высыпал зерна на алтарь и сказал:
— Я благодарю тебя, создатель за мир. Я благодарен, что могу создать все, что захочу. Пожалуйста, прими самый скромный дар тебе. И наставь меня!
Зерна не растворялись.
Каин сжал кулаки и стиснул зубы.
— Каин, будь смиреннее, — просил брат.
Освирепевший Каин набросился на брата и толкнул на алтарь. Авель ударился головой об алтарь, а кровь стекала по зернам. Кровавые зерна растворились в ярком пламени.
— Авель! — закричал Каин. — Авель!
Каин пытался хоть чем-то помочь брату.
— Авель, прости, — держа на руках брата, плакал Каин.
Авель смотрел на брата с блаженной улыбкой на лице и практически пустыми глазами и тихо произнес:
— Ты молодец. Он принял твою жертву. Значит, так и нужно.
Авель замолк на веки.
Каин поцеловал брата. Он почувствовал освобождение в своей голове. Каин положил брата на алтарь и бежал прочь со словами:
— Мама, я Каин-изгнанник! Свободный изгнанник!
— Сэм!
Нет ответа.
— Сэмюэль!
Нет ответа.
— Марк!
Нет ответа.
— Куда же подевался этот старый идиот?
Мисс Клеменс, супруга писателя Марка Твена, искала его в доме. Ни в кабинете, где он обычно отдыхал, ни в бильярдной, где он обычно работал, его не было. Оливия вышла в сад и увидела, как ее муж потягивает трубку, лежа на ветке дуба.
— Ты чего туда залез? — спросила жена. — И дымишь, как паровоз! Слезай, вот-вот пастор с супругой придут.
Писатель молчал и потягивал трубку, словно не замечая жены. Потом он посмотрел сверху на Оливию и уловил ее сверлящий взгляд.
— Что будет пить пастор? — спросил писатель.
— Что пастор будет пить не знаю, а мы с Мэри будем пить чай.
— Главное, чтобы на столе был виски. И никакой крови Христовой.
— Сэм, ты невыносим! — буркнула жена и ушла в дом.
Мимо проходил кот, и писатель у него спросил:
— А вот чё, кот?
— Да ничё, — грубо ответил усатый.
— Кот, а знаешь в чем смысл жизни?
Кот демонстративно начал вылизывать лапы и бубенцы.
— Вот и правильно, а я, дурак, каких-то смыслов ищу…
— Мистер Твен? — послышалось снизу. Это был пастор Джонсон.
— Быстро.
— Что «быстро»? — спросил пастор.
— Быстро сегодня церковь вмешалась в мое сознание.
— Мистер Твен, ради всего святого, спускайтесь. Но, пожалуйста, будьте аккуратны.
Писатель слез с дерева. Снял пиджак с гвоздя, вбитого крючком в ствол. Постучал трубкой о ветку, развеяв табачный прах над спустившимся следом котом.
Кот подумал: «Вот же скотина!» и душераздирающе заорал.
Пастор дождался, когда кот замолкнет, и поинтересовался:
— Как ваши литературные успехи?
— Невыносимы как июльское солнце, — Твен вновь закурил.
— Это как? — заинтересовался пастор.
— С утра ничего, но к обеду хочется от них спрятаться.
За столом гости и хозяева разговорились.
— У Сэмми скоро выйдет новелла, он в нее столько сил вложил!
— А как называется? Опять про мальчишек?
Писатель отхлебнул виски:
— Дневник Адама.
Пастор поперхнулся чаем.
— Что? — возмутился клирик. — Теперь вы и за него тоже взялись?
— А почему бы и нет. У нас страна вседозволенная.
— Свободная, Сэм, — поправила мисс Клеменс.
— А это значит, дорогой Микки, — обратился писатель к пастору, — в этой свободной до вседозволенности стране я пишу о том, что думаю!
— Мистер Твен, это кощунство! — сказала супруга пастора.
— Кощунство писать дневник от лица первого человека на планете? Вздор! Вовсе нет. Это же не дневник Линкольна или, на худой конец, Христа! Это просто фантазия.
— Которая может вам дорого обойтись! — строго попенял пастор. — Удивлен, что в издательстве приняли рукопись.
— Вы удивлены тем, что вседозволенные издательства печатают вседозволенного автора в свободной до вседозволенности стране? Вы грандиозный человек! — развеселился писатель.
Супруга пастора шепнула мисс Клеменс:
— Я теперь прекрасно понимаю, почему ты одна ходишь в церковь. Он же черт.
Оливия стыдливо отхлебнула чай.
— Оливия, отличный пирог! — сменил тему пастор. — Ты отличная христианка.
Мисс Клеменс засмущалась, поднялась с места и буквально выбежала из столовой.
— Не расходитесь, — попросил писатель и вышел следом.
— Почему они вместе? Как она терпит этого дьявола? — спросила Мэри.
— Как бы иронично это ни звучало, но с божьей помощью, — ответил супруг. — Помолимся.
Мисс Клеменс рыдала в спальне. Марк Твен сел в кресло.
— Почему? Почему я должна тебя терпеть? Великий Марк Твен: безбожник, пьяница, сатирик… Тьфу! А я? Просто мисс Клеменс! Даже в одном доме мы разлучены!
Писатель присел на край кровати.
— Потому что ты та, кто меня создает, кто сдерживает мое безумие. Я испортил тебе жизнь, а ты мне ее подарила. Я не могу расплатиться, потому что вся моя работа, писанина и лекции не стоят и цента по сравнению с твоей подаренной жизнью, Оливия. Помнишь, как я, нищий журналист, добивался твоей руки, а твой отец был против. Но я добился своего, и ты — мое спасение.
— Сэм, — тихо произнесла Оливия.
— Да?
— Обними меня.
Писатель обнял и поцеловал супругу.
— Моя схима — вразумление этого безумного мира. А меня ты вразумляешь.
— И буду? — спросила она.
— И будешь. Пройдут года, мир изменится, а люди нет. И будет на другом конце планеты одинокий писатель ждать такую как ты.
— Какой же ты безумный и красноречивый зануда.
Марк Твен улыбнулся.
— А знаешь, пастор кое в чем прав.
— В чем?
— Ты прекрасно готовишь.
— Как же я тебя люблю, Марк Твен.
— И я тебя. Пошли к гостям.
Пастор с женой, похоже, подслушивали разговор. Священник хитро улыбался.
— Все хорошо? — игриво спросил он.
— Хорошо, — вытирая слезы, сказала Оливия.
— Мистер Твен, у вас хорошая жена. Может, вы все-таки заберете рукопись от греха подальше? Не хулите бога.
— Ну что вы, у меня другие объекты для хулы.
— Какие? — поинтересовался пастор.
— Нет никого хуже слепых прислужников любой религии. И тут уж я буду стоять до конца.
Оливия ударила писателя локтем в бок.
— А поскольку я пребываю в чрезвычайно восхитительном настроении, то, пожалуй, схожу сегодня в церковь. И буду сидеть напротив вас и смотреть прямо вам в глаза.
— Зачем, о боже? Вы хотите смутить меня?
— Вот еще! Просто мы с вами занимаемся одним делом. Всякая религия, моя и ваша, хороша, пока несет в себе любовь. Так и будем друг друга контролировать, вы меня, а я вас, — сказал писатель. — Не хотите ли виски?
© Дмитрий Кривенков
Литературный интернет-альманах
Ярославского областного отделения СП России
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий: