Александр КОСТЕРЕВ
г. Санкт-Петербург


ЯРОСЛАВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ 
                Собрание преданий

                                         ⁠(Продолжение. Начало в предыдущем номере)


Предание шестое. Успенский собор. 
    В Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике Н. А. Некрасова «Карабиха», что в Ярославской области, хранится примечательная репродукция с акварели Ивана Белоногова датированной 1849 годом «Вид Успенского кафедрального собора».
    На светло-сером фоне в тонкой черной рамке изображение просторной площади с группами людей, теряющимися в пространстве перед пятиглавым храмом с шатровой колокольней. Золото куполов храма и колокольни играет на солнце на фоне высокого бесконечного неба с проплывающими вдаль миниатюрными облаками. В нижней части листа запись: «рисовал С натуры Иван Белоногов в 1849 году, Вид Успенского Кафедрального Собора в Городе Ярославле». Работа радует глаз и душу чертами искреннего провинциального примитивизма и удивляет топографической точностью изображения. 
    История собора, полная величия и драматизма, насчитывает более восьми веков.  Первоначально деревянный Успенский храм был построен в 1215 году Князем Константином Всеволодовичем Мудрым. Святыня ярославского Успенского собора — нетленные мощи святых благоверных ярославских князей Василия и Константина — живших в XIII веке — сыновей ярославского князя Всеволода Константиновича. Василий Всеволодович умер в 1249 году, а Константин Всеволодович — погиб во время битвы с татарами под Ярославлем на Туговой горе в 1257 г.
    Деревянный храм при Иоанне III сгорел до основания в 1501 году вместе с рубленым городом и оконченным постройкой при Василии Всеволодовиче кафедральным собором. Обгоревшие стены храма разрушились. Во время разбора завалов в том же месте, тела благоверных князей, погребенные под сводами храма, оказались нетленными. Гробы благоверных князей, узнаны были по надписям. Но прославлять нетленные останки, сразу не решились и погребли их снова в земле. По преданию над Ярославлем разразилась страшная буря с дождем, громом и молнией, которая не прекращалась целых две недели. Ярославцы увидели в этом необычайном явлении гнев Божий и пришли к мысли открыть и прославить нетленные мощи благоверных князей Василия и Константина в храме, новосозданном московскими мастерами. 
    По окончании постройки собора в том же 1504 году на поклонение святым угодникам Божиим, новопрославленным чудотворцам, приезжал в Ярославль и сам великий князь Иоанн III. 
    Внешний облик фасада воссоздан архитектором Мельниковым А.И . 
    Храм этот простоял 140 лет, но за теснотой была разобран, а вместо него в 1646 году уже по повелению Царя Алексея Михайловича, построен новый, обширный, о пяти главах, освященный Ростовским Митрополитом Варлаамом.
    10 июля 1658 года в Ярославле случился страшный пожар, истребивший множество жителей и зданий. В этом пожаре на Соборе сгорели крыша, главы и прочие наружные постройки, однако во внутренние помещения церкви огонь не проник, хотя Святые мощи, иконы и церковная утварь были вынесены к реке Которосли. Вскоре Собор был возобновлен и в 1674 году стараниями знаменитого Ростовского Митрополита Ионы Сысоевича стены его были внутри все расписаны, а письмо это сохранилось без поновления до 1825 года до архиепископа Авраама. Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. 
    Соборная колокольня высотой 23 сажени построена в 1836 году. До нее была при соборе колокольня шатровая. 
    Мощи почивали открыто в серебряной раке, которая была устроена в 1864 году на средства коммерции советника А. М. Пастухова и поставлена между столпами на правой (южной) стороне храма. 
    На фотографии, датированной 1904 годом, хранящейся в «Государственном музей истории Санкт-Петербурга», на обширной площади перед Успенским собором видим Демидовский юридический лицей и еще действующий военный плац.
    Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных «безбожниками», а точнее людьми у которых власть всеми силами стремилась отнять последнее — веру.
    Революция и Гражданская война не пощадили и Успенский собор, который сильно пострадал в результате артиллерийского обстрела и бомбежек с аэропланов Ярославля войсками Советской республики в 1918 году при подавлении белогвардейского восстания. 
    Уже днем 6 июля 1918 года большевики начали бомбардировку города, которую так описывает очевидец: «Красные разместились по дальним окраинам города и открыли огонь из тяжелых орудий. Канонада продолжалась и днем и ночью, лишь во время обеда красные на четверть часа давали усталому обывателю вздохнуть, переставая бить из пушек. Ночью вдали показались клубы дыма, и небо розовело от пожара: горели дома на одной из окраин. К тому времени местная центральная водокачка оказалась разбитой, а посему никакой речи о спасении пожарной командой и быть не могло. Естественно поэтому, что сухие деревянные постройки были всецело отданы во власть огня, и дома горели сплошь, вдоль всей улицы. Бомбардировка усиливается. Город превращается в развалины. Редкий дом не поврежден. Кафедральный собор изуродован донельзя. Добрая половина города уже выгорела». 
    Тем не менее, на средства приходского совета собор в начале 1920 – ых годов был отремонтирован.
    В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы, а восстановленный храм был отдан под биржу труда, осенью 1924 года проведена частичная реставрация. 
   1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. С 1930 по 1937 год в соборе размещалось зернохранилище.
    26 августа 1937 года собор был взорван, официальная причина — в храме были найдены неразорвавшиеся боеприпасы, а в процессе их извлечения произошел взрыв с человеческими жертвами.
    При проведении впоследствии неоднократных раскопок усилия Николая Воронина и других археологов, направленные на отыскание фундаментов первого кирпичного собора, не увенчались успехом.
    Федеральными властями, учитывая мнение горожан, было принято решение о восстановлении Успенского храма по новому проекту в период 2004 – 2010 годов к празднованию 1000-летия Ярославля. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    26 октября 2004 года рядом со старым был заложен новый Успенский собор. Несмотря на то, что в конкурсе на лучший проект собора выиграли ярославский реставратор Вячеслав Сафронов, проект которого предполагал точное воссоздание разрушенного храма, и московский архитектор Алексей Денисов (участвовавший в восстановлении Храма Христа Спасителя), выбор был сделан в пользу Денисова. Главный меценат проекта — московский бизнесмен Виктор Тырышкин. 
    Рядом с Собором размещена «Троица» — скульптурная композиция, автор проекта — скульптор Николай Мухин, при участии скульптора Игоря Трейвуса. «Троица» представляет собой попытку, с одной стороны, скульптурно осмыслить великое творение Андрея Рублёва, а с другой — найти современное художественное решение. Это единственное в России скульптурное изображение ветхозаветной Святой Троицы.


Предание седьмое. Покушение на князя Пожарского 
    Невозможно переоценить роль князя Дмитрия Пожарского в освобождении Москвы и России от польской интервенции в 1612 году. Однако не все знают, что история похода князя на Москву могла бы сложиться совсем по-другому, если бы удалось злодейское покушение на жизнь князя во время сбора сил и подготовки похода.
    Известно, что в Ярославле ополчение задержалось по одним историческим источникам — на четыре месяца, по другим — на шесть. Это обстоятельство никак нельзя объяснить нерешительностью князя Пожарского, а скорее оно свидетельствует о замечательной стратегической мудрости военного и политического вождя. Пожарский ставил в качестве первоочередных задач: обеспечение тыла, политическое урегулирование спорных вопросов между русскими военными партиями и собирание ополчения, достаточного для проведения успешной военной операции. Поэтому в первую очередь были освобождены от врагов Пошехонье, Углич, северная часть Бежецкого уезда, привлечены были на сторону ополчения Тверь, Устюжна Железнопольская и другие русские города. В течение двух-трех месяцев казаки, поддерживающие польских интервентов, были выбиты из занятых ими на севере позиций, окружены кольцом «земских» городов возле Москвы. Кроме того, ополчению предстояло разрешить предварительно еще ряд сложных вопросов, попутно увеличив и свои материальные ресурсы. Для того чтобы действия ополчения носили легитимный характер, необходимо было сформировать правительственный аппарат, аналогичный действующим в то время московским учреждениям. Роль московской боярской думы в ополчении выполняли так называемые «начальники», т. е. бояре и воеводы, или «князь Д. М. Пожарский со товарищи». Все дела в ополчении велись от имени «всей земли», или «всей рати», советом, в котором участвовали представители дворян и детей боярских, городовых и различных групп мелкого служилого люда.
    Именно поэтому Минин и Пожарский не спешили походом к Москве, понимая, что нужно прежде привести соседей к общему совету, к общему согласию в великом деле спасения родины и «очищения Московскаго государства», сплотить людей, уничтожить всякую рознь, подыскать надежных воевод, запастись оружием и «кормами» — хлебными запасами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    Псевдо медлительность Пожарского была не по сердцу многим «горячим» головам. Москва была в жалком положении, народ жил надеждою на скорую помощь из Ярославля, а современники и позднейшие писатели неоднократно винили Пожарского за эту медлительность, говорили, что он де пирует в Ярославле. Но это вовсе не соответствовало действительности: не в духе Пожарского было предаваться увеселениям насчет бедствующего отечества и предпочитать свое спокойствие общей пользе. Велик был риск после стольких неудачных опытов борьбы русских с поляками, впопыхах бежать с новонабранным ополчением под Москву. 
    За время ярославского «сидения» воеводы, посланные Пожарским «во многих местах польских и литовских людей побили», a уже 6 июня «князь Дмитрий Трубецкой, Иван Долгорукой и воеводы прислали в Ярославль повинную грамоту за своими руками» и выразили желание присоединиться к народному ополчению. Правда, это раскаяние было не искренним. Заруцкий внешне демонстрировал смирение, а внутри таил желание погубить князя Д. М. Пожарского.
    Из биографии князя Пожарского, написанной Сергеем Смирновым и опубликованной в 1852 году, а также целого ряда других источников, узнаем о подробностях покушения. Подосланы были убийцы. Заруцкому удалось внедрить в дружину князя двух казаков: Обрезка и Стеньку, имеющих поручение умертвить Пожарского. Они передали эту тайну семи казакам, служившим в ополчении Пожарского. Из них один Семен Жданов, был доверенным лицом князя, пользовался его милостями и жил у него в доме. Много раз покушались злоумышленники исполнить злое дело, замышляли убить Пожарского во время сна или на дороге, но, к счастью, им это не удавалось. Это сделать было тем удобнее, что Пожарский ходил по городу совершенно свободно, без всякой охраны.
    Когда стали сбираться в поход на Москву, Пожарский назначил день для смотра артиллерии. На смотр собралось великое множество народа, и, князь выходил из дома в чрезвычайной тесноте. Убийца воспользовался давкой и сумятицей, пробился сквозь толпу и бросился с ножом на князя. Но Божий промысел спас Пожарского от смерти; убийца промахнулся и ударил ножом в ногу казака Романа, сопровождающего князя. Раненый застонал и упал на землю. Пожарский, не подозревая злодейского умысла на его  жизнь, продолжал движение. Но зато понял происшедшее окружавший князя народ. Моментально возле Пожарского образовалось кольцо с целью защиты его от возможности нового покушения. Злоумышленника схватили. Виновный был подвергнут допросу, на котором назвал имена всех заговорщиков.
    Но великодушный и мудрый князь не казнил убийц, а одного из них сослал в ссылку других взял с собою в Москву, чтоб представить в качестве явной улики против Заруцкого. Это обстоятельство обнаружило перед всеми гнусные намерения Заруцкого и, без сомнения, встревожило князя и усилило его опасения за успешность похода.
   Покушение наглядно показывает, каких «союзников» Пожарский вероятнее всего должен был застать под Москвой, что полностью доказывает разумность и своевременность действий князя во время нахождения ополчения в Ярославле.
    К празднованию 1000-летия Ярославля в центре монастыря установлена стела «Клятва Пожарского» — мозаичная копией одноименной картины известного художника Василия Нестеренко, выполненной в 2008 году. Над изображением князя размещен медальон с гербом Ярославля.


Предание восьмое. Копейка, спасшая Россию
    Во время польской интервенции 1609 – 1612 годов один из крупнейших городов того времени — Ярославль — фактически принял на себя функцию временной русской столицей. Именно здесь было создано временное правительство — «Совет всея земли», в Ярославле заключались дипломатические сделки, работали приказы, разбирались жалобы, отдавались хозяйственные распоряжения. Для того чтобы действия ополчения носили законодательный характер, необходимо было создать правительственный аппарат, аналогичный действующим в то время московским учреждениям. Роль московской боярской думы в ополчении выполняли так называемые «начальники», т. е. бояре и воеводы, или «князь Д. М. Пожарский со товарищи». Все дела в ополчении велись от имени «всей земли», или «всей рати», советом, в котором участвовали представители дворян и детей боярских, городовых и различных групп мелкого служилого люда
    Четыре (по другим данным шесть) месяцев в Ярославле собиралось ополчение, прежде чем отправиться в Москву и вернуть независимость настоящей столице.
    Это обстоятельство никак нельзя объяснить нерешительностью князя Пожарского, а свидетельствует оно о замечательной стратегической мудрости военного и политического вождя, который ставил в качестве первоочередных задач: обеспечение тыла, политическое урегулирование спорных вопросов между русскими военными партиями и собирание ополчения, достаточного для проведения успешной военной операции. 
    Кроме того, ополчению предстояло разрешить предварительно еще ряд сложных экономических вопросов, попутно увеличив и свои материальные ресурсы и обеспечить оплату собранному воинству. Именно поэтому Минин и Пожарский не спешили походом к Москве, понимая, что нужно прежде привести соседей к общему совету, к общему согласию в великом деле спасения родины и «очищения Московскаго государства», сплотить людей, уничтожить всякую рознь, подыскать надежных воевод, запастись оружием и «кормами» — хлебными запасами.
    Война — это всегда и в первую очередь финансы. 
    Ученые доказали существование как минимум трех монетных (денежных) дворов в Ярославле в различные исторические периоды — во времена Княжения (XV в.), в Смутное время (XVII в.) и в период перечеканки монет российского государства (XVIII в). Монетами времен ярославского ополчения — похожими на «чешуйки» из серебра неправильной формы размером 12-14 мм, весом немногим больше половины грамма (до 0,68 граммов), — выплачивалось жалованье, по всей стране закупалось снаряжение и провиант для солдат. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    В начале XVII века копейка представляла собой серьезную денежную единицу: на 1 копейку можно было купить либо курицу, либо целый воз огурцов. За овцу просили от 12 до 18 копеек, и обладатель рубля при желании мог стать владельцем целого стада. Для желающих приодеться: шуба из овчины стоила 30 копеек, а из соболиных шкурок — 70 копеек, рубахи расходились по 10 копеек, сапоги (в зависимости от качества) — от 25 до 50 копеек пара, шапка — 6-8 копеек. Хороший плотник зарабатывал 1 копейку в день, а корова, кормилица крестьянской семьи, стоила порядка 80 копеек.
   Все русские монеты того времени имели неправильную форму. Это объяснялось технологией изготовления: монеты чеканились из нарезанных по весу обрезков серебряной проволоки. В результате получались продолговатые, почти овальной формы пластинки, на которых выбивались: рисунок на лицевой стороне и надпись — на оборотной. Монета имела изображение всадника с копьем (святого Георгия Победоносца) и этим отличалась от старой, где был изображен всадник с саблей, вследствие чего получила называние копейка или копейная монета. 
    Копейка 1612 года — последняя монета, на которой чеканилось имя государя династии Рюриковичей. 
    Второе Земское ополчение Минина и Пожарского (1612 – 1613) в августе 1612 года соединившись с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения, разбило польскую армию под Москвой, а в октябре 1612 года — полностью освободило столицу от оккупации интервентами. Временный монетный двор в Москве снова начал чеканить монету «копеечным» достоинством.  
    На территории Спасо-Преображенского монастыря четыреста лет спустя в 2013 году был установлен памятник копейке, которую ввело в обращение в Ярославле временное правительство Минина и Пожарского. Подобные монеты чеканились на Денежном дворе с марта по июль 1612 года и были тогда в широком обращении.
    Работая над памятником, скульптор Анатолий Смирнов ориентировался на их внешний вид, но вместо денежки-крошки, создал монету диаметром более метра. Овальная копейка закреплена на постаменте, выполненном в форме зубца стены ярославской крепости. На одной стороне монеты рельефно изображен всадник с копьем (аверс), а с другой надпись: «Царь и Великий князь Федор Иоаннович всея Руси» (реверс). Хотя по неписанным правилам современной нумизматики обе стороны монеты с учетом размещенной на ней информации (герб и имя царя) можно с успехом называть аверсом.   
    В местном музее-заповеднике хранятся легендарные копейки, сохранившиеся в тех смутных времен.


Предание девятое. Ярославская Риза Господня 
    Ярославская градская Церковь святого пророка Илии величественно раскинулась на парадной площади, называемой по церкви Ильинской (более того, сформировала пространство площади), внутри Земляного города. На этом месте издревле стояли две деревянные церкви, — холодная во имя святого пророка Илии и теплая — во имя Покрова пресвятой Богородицы.
    В истории Ильинской церкви различаются два периода: первый — древний, известный только по преданиям, и второй — позднейший, начиная со второй половины ХVII века то есть со времени устройства каменного храма, существующего «доднесь».
    В первый период Ильинский храм, как и большая часть ярославских храмов, был деревянным: когда, кем и по какому побуждению он был возведен — доподлинно неизвестно. В один из бывших в Ярославле многочисленных пожаров храм этот сгорел, причем сгорели и летописи, имевшиеся в храме, также всё имущество, посему в настоящее время не сохранилось древностей, современных его раннему периоду.
    Ярославская каменная церковь святого Пророка Илии вместе с теплою церковью Покрова Пресвятой Богородицы, начаты строительством в 1647 году и окончательно возведены вместе на одном основании к 1650 году иждивением ярославских купцов гостинной сотни, — родных братьев Вонифатия и Иоаникия Скрипиных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    Главная церковь святого пророка Илии освящена 16 июня 1650 года Митрополитом Ростовским Варлаамом, а расписана по стенам и сводам с приделами и папертями и входами значительно позднее — только к 1681 году.
    Нынешняя церковь каменная, одно и двухэтажная, весьма примечательная в своих архитектурных решениях. Здание церкви — удлиненный четырехугольник, увенчанный пятью главами. Вот он то и составляет настоящую холодную церковь святого пророка Божия Илии, с приделом в алтаре по правую сторону во имя Преподобного Варлаама Хутынского, Новогородского чудотворца. С южной стороны в связи с холодною церковью находится теплая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородцы. С западной и северной сторон имеются паперти с отдельными крытыми входами.
    Два обширных входа с древними железным затворами, соответствующие двум крыльцам, ведут из паперти в летний храм в честь Святого Пророка Илии. 
    Царские врата придела преподобного Варлаама Хутынскаго с двумя створами, глухие, без резьбы, с закругленной по арке верхушкой. Каждая створка разделена на четыре части с небольшими выемками для священных изображений.  В верхней  — закругленной части — изображено благовещение Пресвятой Богородицы, в левой — архангел Гавриил, а в правой — Пресвятая Дева Мария. В четырехугольниках, под архангелом Гавриилом, евангелист Иоанн Богослов с пишущим Прохором, вверху символ евангелиста лев; под Богоматерью — евангелист Матфей и символ его —  ангел; в левом нижнем — Лука  и символ его телец, в правом — Марк и символ его — орел. Врата укреплены в прекрасной арке, которая опирается на столбы, служащие также опорой и для самих ворот.
    Храм имеет от западного входа до иконостаса 17 аршин, а от северной стены до южной 18 аршин 4 вершка. Своды в нем со стен перекинуты на два массивные каменные столба среди храма. Войдя в этот храм, благоговейный богомолец имеет полную возможность отрешиться от всего земного и всеми помыслами своим вознестись к Богу, вдохновленный высоким пятиярусный иконостасом с древними художественной работы иконами, фресковыми священными изображениями на стенах, столбах и на устремленном к небесам своде.
    Августейшие Особы Царственной Семьи, ученые и высокопоставленные мужи, во время пребывания в Ярославль, живо интересовались Ильинского церковью и уделяли немало времени ее обозрению. 
    Московский Патриарх Иосиф 1-й, с дозволения Царя Алексея Михайловича, прислал в благословение сему храму часть Ризы Господней.
    Эту Ризу Господнюю не следует отождествлять с Его нешвенным хитоном — они ясно различаются и в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Евангелие от Иоанна, 19:23, 24; Псалтырь 21:19). 
    Таким образом, хитон, в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе он просто распустился бы на отдельные нити.
    По апокрифическому преданию в Мцхете, столице Иверии (Грузии), поселилось несколько иудейских семейств, потомки которых существуют и доныне (Элиозы, Гедевановы). В одном семействе, происходившем из потомства левитов и состоявшем из Элиоза, сестры его Сидонии и матери, Элиозу так сильно хотелось видеть Иисуса, что желание это исполнилось. В числе других он пошел в Иерусалим на праздник Пасхи и стал очевидцем страданий Господа. Элиоз, будучи на Голгофе у Креста Невинного Страдальца, купил у воина Хитон Христа, доставшийся последнему по жребию. С этой драгоценной святыней Элиоз отправился домой, в Мцхету. Сестра его Сидония, узнав, что в руках брата — Хитон Господень, буквально вырвала из рук его священную одежду, облобызала ее, как величайшую святыню, приложила к своей груди и скончалась. Никакая человеческая сила не могла изъять Хитон из объятий Сидонии, и ее похоронили вместе с драгоценною святынею в царском саду.
    Над этим священным местом был возведен храм — Мцхетский собор 12 апостолов. В ХШ веке, во время нашествия на Грузию монгольских полчищ Чингисхана, Хитон Господень был вынут из земли, и сохранялся в ризнице Грузинских католикосов, а затем, но восстановлении Мцхетского собора, разрушенного монголами, в самом этом соборе. В XVII веке персидский шах Аббас во время нападения на Мцхету взял Хитон Господень и в 1625 году, желая приобрести расположение и дружбу русского Царя Михаила Федоровича, отправил к нему посольство с дарами, между которыми была и эта христианская святыня. Юный Царь и Патриарх Филарет с радостью приняли ее и, узнав от бывших в Москве греков легендарную ее историю, после совещания с русскими архиереями, повелели соблюдать строгий пост и молиться, а в Крестопоклонную неделю Великого поста возлагать Ризу Спасителя на больных. Утверждают, что многие больные выздоравливали благодаря чудодейственной силе Святыни. Видя это, Царь и Патриарх повелели устроить особое место в Успенском соборе и положили там драгоценный дар (Источник: Душеполезное чтение за 1898 г. часть 2-я, и за 1900 г. часть I).
    Большая часть стен Придела Положения Ризы Господней посвящена воспроизведению истории Ризы Господней, ее перенесения в Москву при царе Михаиле Феодоровиче и при патриархе Филарете и положения в Московском Успенском соборе с изображением царя, патриарха и исцеления Ризою Господнею недужного. 
   Икона, подле которой стоял прежде означенный серебряный ковчег, изображенная на иконе, воспроизводит вероятнее всего положение Ризы Господней в Московском Успенском соборе. Эта редкая святыня — Часть Ризы Господней — хранится в серебряном позолоченном восьмигранном ковчежце, имеющем в длину полтора английских дюйма, а в ширину 1 дюйм и 2 линии. На верхней стороне ковчежца, около отверстия к святыне, покрытой стеклом, расположены крестообразно 4 драгоценные камня.
    Малый этот ковчежец помещен и укреплен в другом большом серебряном чеканном и снаружи вызолоченном Ковчеге. Форму Ковчег имеет продолговатую четырехугольную и стоит на 4 ножках. Высота его, не считая ножек и крышки, 4 дюйма и 8 линий. На передней стороне ковчега, имеющей длину 6 дюймов и 8 линий, рельефно вычеканено изображение Покрова пресвятой Богородицы, во имя которого освящена теплая церковь; на правой стороне Ковчега, имеющего ширину 4 дюйма и 4 линии, изображены рельефно святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив, во имя которых устроен придел с северной стороны главной церкви; на левой стороне ковчега, которая противоположна правой стороне, рельефно изображены святой пророк Илия и преподобный Варлаам Хутынский. На задней стороне Ковчега, противоположной передней стороне его, рельефно изображено положение во гроб Господа Иисуса Христа. Крышка Ковчега, открывающаяся на «шалнере» (шарнире), устроена в форме пирамиды, в верху которой прикреплен серебряный вызолоченный крестик с рельефным изображением распятого Господа нашего Иисуса Христа и с рельефными же по сторонам его изображениями Божией Матери и Иоанна Богослова.
    «Весу во всем большом ковчеге, вместе с малым ковчежцем, 3 фунта, сие значится в церковной Ильинской описи, составленной в 1849 году. Ковчег покрывается футляром, устроенным в форме пирамиды, которым он покрывается и в холодной церкви.
    Опись всего имущества храма, в четвертую долю листа в  кожаном переплете на 37 листах (четверках), выполненная в 1651 году, доныне хранится в Ильинской церкви». 
    Из описи видно, что родные братья Вонифатий и Иоаникий Скрипины имели особенное попечение о построенном ими Ильинском храме во всех его отношениях. Они пожертвовали в него драгоценные иконы в большом количестве, богатую утварь, ризы, из коих есть дорогие, книги, относящиеся большею частью к Богослужению, снабдили храм хорошим звоном и назначили вклад в пользу церкви и причта.
    Сведения о торговых лавках, завещанных храмоздателями Ильинской церкви, об арендаторах этих лавок, о количестве дохода с них и о разделе дохода, а также и о расходе третьей части арендной платы, поступавшей в пользу церкви, в церковных документах сохраняются до 1788 года. За все последующее время этих сведений при церкви не имеется. 
    Придел Положения Ризы Господней особым входом соединяется с второю папертью и занимает башню с юго-западной стороны. Этот небольшой храм (от западной стены до амвона 5 аршин 12 вершков и от амвона до восточной стены алтаря 6 аршин 5 вершков; от северной стены до южной 7 аршин 13 вершков) после реставрации производит цельное архитектурное впечатление, как памятник 2 половины XVII века: архитектурные детали, клирос, стенопись, иконостас, люстра — нет, ничего, случайного, того, что говорило бы о несоответствии здесь той или другой вещи общему стилю храма. 
Царские врата в нем резные, состоящие из двух створок, верхняя часть которых обрезана по полуокружности арки; остальная часть представляет четыре одинаковых четырехугольника. В каждой из шести частей двери помещен небольшой храмик одноглавый с двумя колоннами по краям и основанием, образующими собой как бы киот для небольшой иконы; таких храмиков всего семь — шесть на створках и один над вратами. По бокам верхнего расположены два круглых клейма с изображением причастия апостолов двух видов. Фон врат заполнен ажурным орнаментом, состоящим из завитков, листьев и плодов. 
    До 1902 года древний иконостас этого придела был закрыт другим позднейшего происхождения: часть икон оставалась на своем месте, часть — хранились в кладовой на колокольне. В 1902 году позднейший иконостас был пожертвован в село Станы, Углического уезда для вновь перестроенной церкви, и взамен его восстановлен древний. При этом иконы были расчищены и промыты, также промыты и тябла (брусья), а по открывшимся на них орнаментам расписаны некоторые новые тябла в тех местах, где они были уже утрачены. Предметом стенописи в этом храме, кроме общих библейских или символических изображений, служит рассказанная выше история Ризы Господней и Нерукотворенного Образа.
    Ильинский храм по благолепию, по драгоценному украшению местных икон, по богатству церковной утвари относится к одним из первых в городе Ярославле.
    Роспись стен Ильинской церкви, по свидетельству надписи на южной стене главного Ильинского храма, производили трудившиеся в Бозе иконописцы (изографы) града Костромы Гурий Никитин, Сила Савин да ярославцы Дмитрий Семенов, Василий Кузмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Марк Назаров, Василий Миронов, Фома Ермилов, Тимофей Федотов, Иван Петров, Иван Андриянов, Иван Иванов, Филипп Андриянов, Семен Павлов. 
    Таким образом, роспись всех храмов, начатая 17 июня 1680 года и оконченная 8 сентября 1681 года, совершена была 15-ю лицами. Между тем, при реставрации ее, промывка и восполнение повреждений изображений заняли времени более трех лет, при чем работало до 10 человек с ранней весны и до поздней осени, когда для согревания воздуха топились железные печи. 
    Если принять во внимание разнообразие тем, характер изображений, прочность красок, сохранивших свою свежесть до настоящего времени, то нельзя не признать за древними иконописцами обширного и детального знания библейских сюжетов, а также истории православной Церкви, осмысленное понимание догматов веры, религиозную настроенность, тщательное и в то же время быстрое исполнение своего труда, высочайшее профессиональное мастерство.
    Во время большого пожара в городе Ярославле в 1658 году Ильинская церковь обгорела снаружи, по внутрь огонь Божьим Промыслом не проник, и сами храмоздатели исправили все обгоревшее. В 1670 году в окрестностях Ильинской церкви снова был большой пожар, во время которого сгорела деревянная Снасопробоинская церковь. Пострадала во время этого пожара и Ильинская церковь. В упоминавшейся уже второй описи церковного имущества говорится, что большой колокол церкви весом 106 пудов во время пожара разбился и в 1676 году 25 декабря быль перелит, с прибавлением к нему дополнительно колокола в 20 пудов да меди 28 пудов, отчего получился новый колокол в 154 пуда, 3 фунта. 
    Численный состав прихода Ильинской церкви весьма невелик и в XIX веке составлял 16 дворов, в коих душ мужского пола — 29 и женского — 23. Такая малочисленность прихода зависела от положения церкви близ кремля и торговых рядов. Традиционно обыватели имели в качестве приходской церкви ту, которая была ближе к месту их жительства. А между тем, в центре города, где находятся здания присутственных мест и незначительное число обывательских домов, имелись кроме Кафедрального собора, монастыря и Спасопробоинской всеградской церкви, 6 приходских церквей. В 1834 году указом Святейшего Синода к Ильинской церкви, как малоприходной был приписан батальон ярославской внутренней стражи, и ильинский священник назначался духовником и законоучителем батальона. Однако вследствие отдаленности казарм батальона и усложнившихся священнических обязанностей в нем (привод к присяге свидетелей в батальонном суде, преподавание Закона Божия в писарском классе, в учебной команде и в фельдшерской школе, воскресные собеседования), совмещение с ними прямых приходских обязанностей стало затруднительно, и в 1890 году, по заявлению священника Ильинской церкви, он был освобожден от исполнения пастырских обязанностей в означенном батальоне.
    К концу XIX века этот замечательный храм производил тем не менее грустное впечатление своим обветшалым видом: «голуби, во всякое время года покрывавшие кровли храма, лепившиеся по его карнизам и врывавшиеся в самый храм, казалось, грозили стать его полновластными хозяевами». Но благодаря щедрому дару (порядка 60 000 рублей серебром) и личному наблюдению коммерции советника, городского головы Ивана Александровича Вахромеева (Вахрамеева) Ильинский храм, реставрированный внутри и снаружи, ласкает взор почитателей православной святыни и любителя церковных древностей, в 1896 году, вокруг всей Ильинской церкви на 93 саженях стараниями И. А. Вахромеевым была возведена и каменная ограда с 56 четырехугольными столбами, между которыми укреплены прясла или звенья железной кованной решетки, завершившей исторический ансамбль площади.


Предание десятое. Общество трезвости Предтеченской церкви
    «Церковь сия кирпичного цвета, с пристроенными папертями, снаружи испещрена муравлеными поясами с различными арабесками и точеными из кирпича фигурами; две башни, возвышающиеся одна с правой стороны над приделом трех святителей, а другая — с левой, со своей отдельной колокольней, над приделом Казанских чудотворцев, срастаясь в одно гармоническое целое, увенчанное 15-ю позолоченными главами, поражают смелым и замысловатым стилем зодчества. Церковь Иоанна Крестителя величественна и в стенах своих: иконостас шести ярусный, царские врата обложены серебром; иконы древнего письма и при том некоторые богато украшены; сплошная живопись — памятник 1695 1696 годов, покрывает стены храма, его своды и паперти. Словом, в этом по истине благолепном здании, начиная от крылец и портика над входом, все носит на себе печать художественного вкуса, хорошо постигшего тайну церковного зодчества и иконописи» — такое великолепное признание в любви этой уникальной церкви можно прочесть в «Кратком Путеводителе по церквам г. Ярославля» г-на В. Листвицына за 1887 год.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    Предтеченская церковь, что в Толчкове, имеет два каменных храма: теплый и холодный.  Предание гласит, что Предтеченский холодный храм построен русскими мастерами под руководством голландцев (по другим источникам — голландскими мастерами) за шесть лет (с 1671 — 1687) иждивением прихожан и приношениями других доброхотных жертвователей. Ранее на месте его был женский Вознесенский монастырь, разрушенный поляками в 1609 году. Теплый храм построен в 1658 – 1665 годах. В том и другом храме престолов пять. До построения каменных храмов здесь был храм деревянный, который сгорел то ли в 1649 то ли 1659 году.
    Внутри храм расписан живописью, которая представляет из себя незаурядный памятник русского настенного письма. Стенопись алтаря имеет литургико-символический характер. Профессор Покровский пишет об этой живописи так: «В целом мире едва ли возможно найти другую, столь обширную по объему и замыслу стенопись, как это произведение русских иконописцев; оно смело может стоять не только рядом, но даже превзойти знаменитые стенописи саламинские, о которых сообщались западными учеными легендарные известия». Мастера здесь были русские, православные. Во главе их стоял известный своими работами даже в Москве потомственный иконописец Димитрий Григорьев Плеханов. Характеризуя степопись Предтеченской церкви, Покровский отмечает, что она не чужда западного влияния, которое «ясно обнаруживается в западных изображениях коронования Богоматери, в стремлении к природе, роскоши форм и в иностранных костюмах; но это влияние не убивает здесь ни исконного влияния со стороны греческого искусства, ни проблесков русской самобытности. В центральном куполе храма — Господь Вседержитель, а в трибуне купола — праотцы ветхозаветные; в куполах побочных — Богородица и Иоанн Предтеча с крыльями; возле него две группы детей, которые означают души праведных; по ту и другую сторону ветхозаветные пророки, святители и преподобные». 
    Церковь замечательна изобилием древних икон:
    а) Шестиярусный иконостас превосходной древней работы, потрясающий воображение.  
    б) Храмовая икона, в холодной церкви Иоанна Предтечи, современная самому храму.
    в) Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи греческого письма, которой более шести веков.  
    г) Собор св. Иоанна Предтечи, древнего письма. Предание говорить, что эта святая икона найдена была не поврежденною в пепле, после того, как сгорел Предтеченский храм в 1659 году.
    д) Казанская икона Божией Матери, написанная на стене теплого храма, которая почитается чудотворною. 
    е) Феодоровская икона Божией Матери, с мощами святых, пожертвованная из дома купцов Работновых в 1852 г. 
    ж) Икона Страстей Господних с мощами, пожертвованная из дома купца Угримова.
    Среди выдающихся артефактов: 
    Царские врата в приделе Гурия и Варсопофия, казанских чудотворцев, привезенные по преданию из Казани тамошними благотворителями.
    Антиминс, освященный святителем Димитрием, митрополитом ростовским в 1704 году.
    Сосуды серебряные позолоченные современные устройству храма.
    Грамота ростовского митрополита Варлаама, данная в 1644 г, попу предтеченского прихода Копону на постройку и освящение деревянной церкви.
    Грамота царя Алексея Михайловича, данная в 1671 г. на постройку кирпичного завода попу Абросину, да диакону Родиону. 
    При Предтеченском храме устроены две часовни: одна — построенная в 1884 году купцом Свешниковым, а другая — в 1889 году купцом Черногоровым.
    Совершенно отдельно от храмов стоит каменная, колокольня, представляющая собою восьмигранный столб 21 саженей вышиной, который завершается небольшою главкою.
    17 мая 1892 г. Его Высокопреосвященством Ионафаном, Архиепископом Ярославским и Ростовским, утверждены правила общества трезвости при церкви Иоанна Предтечи в г. Ярославле; посему 17 мая 1892 г. должно считаться днем открытия названного общества, первоначальное возникновение и зарождение которого относится к концу 1891 года. Задумывая открыть общество трезвости, учредители его руководствовались следующим побуждением: юго-западное предместье города Ярославля, с тремя фабриками и семью заводами изобиловало не одним десятком различных заведений с продажею алкогольных «питей». Отвратительные картины пьяного разгула, расстройство семейного мира, бедность, нищета — типичная картина предместья. «Простолюдины, зашедшие в Ярославль для заработков издалека и поработав немного, предаются пьянству, бросают свои семейства, превращаются в бездомных и небезопасных бродяг, не только не отсылают своим родным, заработанного, но пропивают здесь все: и свои юные силы, свой ум, свою честь и свою совесть, губят и душу, и тело» — тревожились учредители Общества.   
    В начале деятельность общества трезвости ограничивалась церковными собраниями за вечернее богослужение и раздачей книжек о вреде пьянства. По мере присоединения новых членов за вечернее богослужение стало стекаться довольно значительное число богомольцев. После Пасхи, в апреле 1892 года, Бог послал Обществу добрых людей, при содействии которых оказалось возможным расширить его деятельность путем учреждения для него библиотеки, чтений «с туманными картинами» и чайной — альтернативной окрестным трактирам: купец Николай Николаевич Вахрамеев предоставил обществу трезвости в принадлежащем ему каменном доме, близ Предтеченской церкви, бесплатное помещение для библиотеки, читальни и чайной; директор фабрики Ганшина инженер-механик С. А. Федосеев на свои средства сделал необходимые приспособления в помещении и устроил мебель; директор Ярославской большой мануфактуры инженер-механик С. А. Федоров и выдал на нужды общества более 200 руб. В виду столь благоприятных условий к развитию деятельности общества, в мае составлены и представлены на благоусмотрение Его Высокопреосвященства Ионафана, Архиепископа Ярославского и Ростовского правила общества трезвости с прошением о дозволении открыть обществу 1) библиотеку из книг, разрешенных Свят. Синодом и Министерством Народного Просвещения, 2) читальню для чтений с туманными картинами и 3) чайную. Резолюцией от 17 мая 1892 г. за № 1399, правила общества трезвости при церкви Иоанна Предтечи в г. Ярославле были одобрены и дозволено было обществу открыть библиотеку, чтения с туманными картинами и чайную, о чем и объявлено было заведующему делами общества трезвости священнику названной церкви, указом Ярославской Консистории за №3612.
    С разрешением открытия библиотеки, чайной и чтений деятельности нашего общества трезвости значительно расширилась. Кроме храма Божия общество имело теперь свое пристанище в помещении, для которого общество приобрело святую икону, как залог милосердия Божия. На совещании по делу сему определено было изобразить на иконе Святого Иоанна Предтечу, как небесного покровителя того храма, при котором учреждено общество и охранителя всей Ярославской Толчковской слободы, где оно зародилось. Вместе с Предтечею определено было написать на иконе мученика Вонифатия и преподобного Моисея Мурина, из жизни которых известно, что они сами испытали с одной стороны тяготу недуга пьянственного и с другой — возможность исправления при помощи Божией.
    «Утешаемое Господом» Общество существовало до 1900 года, привлекая в свои ряды все новых и новых членов, в благородной надежде вырвать их привычной среды бедных рабочих предместий. Переменное число его членов достигло к этому времени почти 1500 человек, однако дальнейшие следы его теряются в перипетиях исторических событий начала XX века.


    (Продолжение в следующем номере)

 

©    Александр Костерев

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:

                                                         Причал

Литературный интернет-альманах 

Ярославского областного отделения СП России

⁠«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.»  Фёдор Достоевский
Яндекс.Метрика