«Историческиё курьёзы


Игорь АЛЬМЕЧИТОВ
г. Воронеж


    Альмечитов Игорь Сергеевич родился в 1973 году в Воронеже. Окончил факультет романо-германской филологии Воронежского государственного университета. Публиковался в различных периодических изданиях. Литературные журналы: «Подъем», «Урал». , «Дальний Восток», «Наша Улица», «Молоко» и др.). Литературные интернет-журналы: «День Литературы», «Подлинник», «Международный Литературный Клуб» и др.


    МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ И ИМПЕРАТОРСКАЯ ПРЕМИЯ ВЕСОМ 3,2 ТОННЫ!

    Удивительные курьёзы нередко сопровождали и первого, по-настоящему, крупного    и общепризнанного российского учёного    М. В. Ломоносова.   Будучи полиматом  (то есть учёным-энциклопедистом, чьи интеллектуальные знания и достижения лежали подчас в совершенно несвязанных между собой областях человеческой деятельности и, тем не менее, были не просто весьма значимыми каждая в отдельности, но действительно выдающимися) Ломоносов вполне справедливо считается едва ли не самой выдающейся фигурой в российской науке за всю историю её существования.
    Учёный-естествоиспытатель, географ, физик, металлург, химик, художник, генеалог, основоположник научного мореплавания, историограф, географ, основоположник науки о стекле, крупный поэт, астроном, реформатор русского литературного языка и прочее, и прочее, и прочее в списке того, где Михаил Ломоносов оставил настолько заметный след, что на базе его исследований и трактатов, науки и производства развивались еще десятилетиями... 
     Данная же курьёзная ситуация относится либо к концу 1748 года, либо к самому началу 1749 года и до сих пор полагается, как одним из «мифов», связанных со знаменитым поэтом и учёным, так и несомненным историческим фактом. Посему, как обычно, оставим на усмотрение и суд вдумчивого читателя верить данной легенде или отмахнуться от неё, как от очередной исторической небылицы.

    Как известно, в результате дворцового переворота в Российской империи 25 ноября 1741 года (или 6-го декабря 1741 года по новому стилю) императорский трон заняла младшая дочь Петра Великого и Екатерины I, Елизавета Петровна, которая благополучно находилась у власти в течение ровно двадцати лет и одного месяца.
      Правление Елизаветы Петровны (при всех его минусах и недостатках) было ознаменовано важными, более того знаковыми событиями для государства, такими, как: возвращением к традициям и идеалам петровской эпохи, развитием наук, учреждением Московского университета, исследованием и освоением Сибири, фактической отменой смертной казни в стране и многими другими положительными 

  

 

.

тенденциями, которые исключительно позитивно сказались на развитии Российской империи. 
    Естественно, нововведения и положительные веяния в жизни страны непосредственно сказались и на М. В. Ломоносове, большая (и наиболее продуктивная) часть научной и творческой жизни которого прошла именно во время царствования Елизаветы I.
    В конце 1748 года Михаил Ломоносов написал одно из своих самых знаменитых своих стихотворений — «Ода на день восшествия на престол», посвященную 7-й годовщине царствования Елизаветы Петровны. Сам текст стихотворения смысла приводить здесь нет не только из-за его величины, но и из-за очевидной тематики данного откровенно хвалебного «панегирика». Любой заинтересованный читатель может ознакомиться с содержанием произведения самостоятельно, если хватит желания и упорства дочитать высокий поэтический стиль хвалебной оды XVIII века до конца.
    Стихотворное произведение, написанное к тому же одним из крупнейших российских поэтов и учёных современности, пришлось императрице по душе. 
    Именно всё то, что произошло дальше и вызывает, как сомнения, так и вполне естественную реакцию отнести ту историю в разряд «мифов» XVIII столетия. 
  Якобы императрица за «Оду на день восшествия на престол» наградила поэта двумя тысячами рублей (что по тем временам было суммой не просто значительной, а огромной). Но, поскольку в то время бумажные деньги были ещё не в ходу, а золотые и серебрянные монеты были редкостью из-за хронического дефицита государственной казны, императорский подарок Михаил Ломоносов сумел получить только медными монетами...
    В «медном же эквиваленте» премия в 2 000 рублей была настолько объёмной, что весила около 3,2 тонны (!!!) и поэту пришлось нанять несколько подвод, чтобы перевезти мешки с царским подарком из казначейства к себе домой...
    Увы, не только царские гнев или немилость бывают неимоверно тяжелы, но даже и некоторые царские подарки.

 

«ЖИЛ ГРЕШНО И УМЕР СМЕШНО»

Иван Барков, отец «срамных од» 

    В российской истории поэт Иван Семёнович Барков остался персонажем исключительно уникальным. 
    И выражение «исключительно уникальным» в этом случае не расхожая фигура речи, а то, что наиболее точно отражает место И. С. Баркова в русской культуре.
     Едва ли не самый известный и недооценённый поэт XVIII века, Иван Барков до сих пор остаётся тем, чьё имя профессиональные филологи, историки литературы и историки российской культуры в целом, стараются обходить стороной в любых дискуссиях. А, если «обойти стороной» его имя не получается, стараются максимально быстро и тактично сменить тему. Ибо вслед за упоминанием фамилии Баркова, пришлось бы говорить и о его творчестве, более того, цитировать его стихи... которые по художественному достоинству не сильно уступают даже стихотворениям великих поэтов «золотого века» русской поэзии... но по содержанию, увы, могут заставить покраснеть даже самых прожжённых «циников от культуры»… 

    И, тем не менее, без какого-либо преувеличения можно сказать, что, влияние Баркова на русскую поэзию, как XVIII, так и XIX века не только намеренно недооценено, но фактически — огромно. Достаточно лишь упомянуть, что даже «наше всё», незабвенный «Алесан Сергеич» с друзьями не просто зачитывались стихами Баркова в юности, учась в Царскосельском лицее, но и откровенно находились под их влиянием. И даже пытались подражать, если не слогу Баркова, то однозначно основной тематике его уникальной поэзии...

    Поэт, историк и переводчик, ученик, личный секретарь и помощник М. В. Ломоносова, Иван Барков прежде всего известен тем, что он является отцом русской «эротической» поэзии или, как назывались подобные стихи в XVIII веке — «срамных од» (ибо при всем эротизме его стихов и лингвистической эстетике поэтического слога, описания любовных подробностей во многих творениях Баркова, кроме как метким русским словом «срам» определить действительно сложно)… 
    К тому же, не только творчество поэта и его личная жизнь, но и сама его смерть обросли таким количеством невероятных и «чудовищных» легенд, что теперь уже невозможно утверждать даже с минимальной долей уверенности, что именно изо всего приписываемого Баркову (не считая основных вех его биографии и творчества) случилось на самом деле, а что стало лишь плодом устного российского фольклора...
    
    Несмотря на то, что в поэзии Ивана Баркова есть немало выдающихся стихотворений, поражающих изяществом и мелодикой слога, едва ли не всю его жизнь, а с ней и большую часть его творчества можно вместить в своеобразное воспевание двух ключевых для него тем: пьянства и женской физиологии (да и то лишь совсем небольшой части последней).     Своеобразным «гимном» всей сознательной жизни Баркова вполне можно назвать вступительную строфу к его же «Оде победоносной героине ххххх»* (к слову сказать, далеко не самым «срамным» из написанных поэтом стихотворений).

    В биографии Баркова немало «тёмных пятен». Известно, что родился он в 1732 году то ли в самом Санкт-Петербурге, то ли где-то поблизости от него. Хотя, фактическая дата его рождения неизвестна. Происходил он якобы из семьи священника, но даже точное отчество поэта до сих пор остаётся загадкой. И, хотя, в большинстве документов, связанных с ним, его полное имя звучит, как «Иван Семёнович Барков», некоторые источники называют его и «Иваном Ивановичем», и «Иваном Степановичем». Более того, даже написание его фамилии изредка встречается, как «Борков».
   Впрочем, сам поэт, казалось, не сильно заботился о том, чтобы оставить о себе хоть какую-то память в исторических анналах, предоставив это дело «на откуп» любителям своего творчества. Сам же всей душой и особенно всем телом Барков отдался трём основным страстям, которые преследовали его с самой юности, а именно: поэзии, пристрастию к алкоголю и увлечению слабым полом. Причём, в последнем случае, как сказали бы наиболее воинственные «хранители духовных скреп и традиционно-семейных ценностей»: «увлечению слабым полом Барков предавался в самой низменной его форме».
    Да, и пристрастие его к алкоголю было, вероятнее всего, не более, чем страстью промежуточной, которая лишь подводила Баркова к двум основным страстям в его жизни: высокой — поэзии и низкой — половой распущенности... 

  Известно, что Иван Барков учился в университете при Петербургской Академии наук — первом светском университете Российской империи, основанном ещё Петром Великим. Хотя, учился Барков очень нестабильно и неровно, более того, неоднократно был сечён розгами за хулиганство и пьяные выходки, а однажды его даже заковывали в кандалы. В результате, спустя три года обучения, он был исключён из университета с формулировкой: «за проступки и дерзости». 
    
    

    Тем не менее, предмет, в котором Барков действительно преуспел, был латинский язык. Познания его в латыни настолько поразили М. В. Ломоносова (который в тому времени уже несколько лет преподавал в университете и даже успел стать первым академиком в российской истории в области естествознания), что последний пригласил Баркова к себе личным секретарём. Вероятно, именно напряжённая работа у М. В. Ломоносова и дружба с ним очень сильно продлили «непутёвую жизнь» Баркова. Более того, под влиянием Ломоносова Барков даже профессионально начал заниматься историей и лично подготовил публикацию нескольких летописей.
    В течение одиннадцати лет, вплоть до самой смерти Ломоносова, Барков был у него секретарём и числился официальным сотрудником Академии наук. 


    Но, увы, всему хорошему в жизни приходит конец. Через год после смерти Ломоносова в 1765 году, Баркова за систематическое пьянство и недостойное поведение окончательно уволили из Академии наук. 
    В течение двух лет после увольнения Барков вёл полунищенское существование, окончательно спившись и промотав последние деньги, что у него ещё оставались.
    В результате, в возрасте всего 36 лет от роду Иван Барков скончался...
    Но даже версии относительно того, как он умер до сих пор разнятся. По одной из них, от отчаяния Барков повесился в камине. По другой версии, вдрызг пьяный, упал в нужник и утонул в нём. По самой «романтичной» версии, он умер «в объятиях» двух своих основных страстей — пьяный и в постели с женщиной...
    Удивительно и комично то, что самому Баркову приписывают более, чем ироничную автоэпитафию, написанную незадолго до собственной смерти: «Жил грешно и умер смешно»…     

    Комичных же историй, связанных с Барковым бытовало в своё время столько (причем связаны они были исключительно с пьянством, хулиганскими выходками и его отношениям со слабым полом), что было неясно, где заканчивалась в них правда, а где начиналась откровенная выдумка... 
    А чтобы случайно не оскорбить чьи-то «лучшие патриотические» чувства и не разогнуть некие «духовные скрепы», приводя здесь рассказы о любовных похождениях Баркова, проще всего будет упомянуть достаточно «типичную» для поэта историю, где анекдотически повествуется о его втором, но не менее искреннем пристрастии. А именно: вполне «традиционной» и бескорыстной любви Баркова к «печально известному» национальному напитку...

 

    …Граф Александр Петрович Сумароков, поэт, драматург и литературный критик, считается первым профессиональным литератором в российской истории. Происходя из древнего и очень богатого рода, граф Сумароков вполне мог позволить себе заниматься только литературой, нисколько не задумываясь о «ежедневном куске хлеба насущном».
    Естественно, общаясь в узком литературном кругу Петербурга со своими «коллегами по цеху», он хорошо знал и Ивана Баркова. Более того, очень уважительно относился к литературным дарованиям последнего. А помимо всего прочего, нередко ориентировался на мнение Баркова, как литературного критика и поэта, включая и его критические замечания касательно собственного творчества.
    Как гласит одна из легенд, однажды Барков пришёл в гости к графу Сумарокову. Вечно безденежный и часто голодный «отец русского литературного эротизма», не стесняясь, начал с откровенной лести:
    — Граф, вы поистине великий русский поэт! Первый писатель империи!
    Вполне понятно, что Сумароков принял лесть Баркова за чистую монету. Он пригласил  визитёра к столу, накормил Баркова и предложил ему выпить водки. Баркову же только этого и требовалось... 
    В результате, выпив гораздо «больше положенного», Барков потерял не только контроль над собой, но и «всякий стыд»… 
    Уже покидая дом Сумарокова сытым и сильно пьяным, его потянуло на «откровенность». Приостановившись на выходе, Барков повернулся к Сумарокову и произнес:
    — Александр Петрович, ты меня извини, но я тебе солгал. На самом деле, первый поэт в России — это я*. Второй — Ломоносов. А ты — всего лишь третий!
    Говорят, Сумароков  порыве ярости от такой неблагодарности то ли чуть не зарезал, то ли чуть не зарубил Баркова саблей... 
    Впрочем, насколько правдива данная история, да, и произошла ли она в действительности, как обычно, оставим исключительно на суд благодарного и всегда имеющего своё собственное мнение читателя…

 

©    Игорь Альмечитов

*Согласно разъяснению Роскомнадзора, опубликованному в июне 2025 года, «к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова, начинающихся на „х“, „п“, „е“, „б“, а также образованные от них слова и выражения, содержащие в своем составе данные корни». В Толковом словаре государственного языка РФ, помимо названых нецензурных слов, перечислены еще десять. Роскомнадзор растолковал, что слова, образованные от тех десяти приведённых в словарной статье корней, не относятся к нецензурным, а являются «бранными, вульгарными, грубо-просторечными, жаргонными». Их употребление в публичной сфере и журналистских материалах также недопустимо, поскольку данная лексика считается ненормативной. (Ред.)

*Впервые стихи Баркова я услышал юношей в начале 1970-х в далёкой от цивилизации деревне (электрическая и радио сети дотянулись до неё в 1969 году) от местного жителя 1928 года рождения. Он еще в юности выучил наизусть поэму Баркова про известного Луку. Это  является доказательством того, что не публиковавшиеся фривольные произведения поэта ходили в русском народе, передаваясь из уст в уста. Причем, крестьяне в той местности в быту употребляли обсценную лексику только в отношении животных в отличии от наших современников. Сейчас, бывает, идешь по улице и от молоденьких симпатичных девушек услышишь такое, что раньше не слышал и от рабочих на заводе во время аврала. Видимо, стихи Баркова, как и характерные для Ярославской губернии частушки с нецензурными и грубо-просторечными словами, воспринимались крестьянами в качестве части приходящего иногда праздничного карнавала, в котором смеховая культура допускает выход за повседневные рамки поведения, о чём прекрасно написал М. Бахтин. При этом, видимо, у крестьян возникало и иное чувство, выраженное другим русским народным поэтом Сергеем Есениным:

 

Россия… Царщина…
Тоска…
И снисходительность дворянства.
Ну что ж!
Так принимай, Москва,
Отчаянное хулиганство.

Посмотрим —
Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих
Забила
В салонный вылощенный
Сброд
Мочой рязанская кобыла.

Не нравится?
Да, вы правы —
Привычка к Лориган
И к розам…
Но этот хлеб,
Что жрете вы,—
Ведь мы его того-с…
Навозом…

 

Видимо, и сам Иван Барков подобно Есенину свою «физиологическую» поэзию рассматривал и как протест против формировавшейся тогда дворянской салонности, оторвавшей верхнее сословие русского общества от народа. В конечном итоге именно этот отрыв и привел Россию к двум революциям начала двадцатого века и к Гражданской войне. (А. Смирнов).

                                                         Причал

Литературный интернет-альманах 

Ярославского регионального писательского отделения СП России

⁠«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.»  Фёдор Достоевский
© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.
Яндекс.Метрика